Законодатели предлагают заменить «молоточные» аукционы на электронные уже с 2015 г.

| статьи | печать

Депутаты внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, устанавливающий переход от обычных к электронным аукционам на право заключения договоров по реализации имущества и имущественных прав, принадлежащих государству или муниципальному образованию. Законопроект вносит изменения в ряд законодательных актов и устанавливает особенности проведения обязательных аукционов в электронном виде. ­Документ призван сократить излишние издержки на проведение таких торгов, а также способствовать ускоренному проведению аукционов и обеспечению доступа к ним всех заинтересованных лиц.

Законопроект № 435364-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) направлен на формирование конкурентной среды в сфере продажи имущества и имущественных прав, распределяемых государством и муниципальными образованиями (далее — собственность пуб­личных субъектов). С делать это хотят с помощью применения информационных технологий.

В законопроекте предлагается внедрять электронные аукционы в указанной сфере, которые должны заменить привычные «молоточные». Для этого необходимо внести поправки в 21 закон, включая Земельный, Водный, Лесной и Градостроительный кодексы. Но большинство изменений вносится в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Вступление в силу поправок запланировано на 1 января 2015 г.

Электронные аукционы могут стать повсеместными

Законопроектом депутаты предлагают перевести все обязательные аукционы по реализации имущества и имущественных прав, проводимые органами власти, в электронную форму. Таким образом, под угрозой электронизации оказались аукционы, проводящиеся:

■ при продаже публичной собственности;

■ при предоставлении находящихся в публичной собственности земельных участков под жилищное строительство;

■ при реализации имущества должника в исполнительном производстве;

■ для заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с госучастием, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на любую недвижимость, находящуюся в публичной собственности (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»);

■ для заключения договоров о передаче прав на единые технологии (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии»);

■ для заключения договора о развитии застроенной территории (п. 5 ст. 46.3 ГрК РФ);

■ в отношении права пользования участками недр (ч. 15 ст. 13.1 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах», абз. 2 п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции») и др.

Законопроект содержит алгоритм проведения электронного аукциона

Закон о защите конкуренции в связи с широким распространением электронного аукциона планируют дополнить некоторыми уточняющими положениями.

В отношении перечисленных выше договоров предлагают ввес­ти специальные правила новой ст. 17.2 с говорящим названием «Особенности процедуры проведения электронных аукционов и заключения договоров по итогам их проведения». Состоит эта статья ни много ни мало из 49 частей.

Так, информация о проведении электронных аукционов будет размещаться, как и сейчас, на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru. Претендентом на право заключения договора предлагают считать любое юридическое и физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, с одним лишь условием — если иное не предусмот­рено федеральными законами.

Аккредитация претендента на электронной площадке должна будет действовать три года, но фактически — два года и 11 месяцев. Ведь за месяц до окончания аккредитации участвовать в аукционе уже будет нельзя. Причем согласно законопроекту с получением аккредитации доступными будут все электронные площадки в рассматриваемой сфере при условии открытия претендентом специального счета. В реестре претендентов на указанном сайте будут отражать новую ин­формацию максимум через час после ее внесения. Если иными федеральными законами предусмотрены требования к срокам размещения извещения и (или) документации о проведении процедуры аукциона, то будут применяться правила таких законов.

Законопроектом установлено общее требование к обеспечению участия в электронном аукционе в размере не менее чем 0,5 и не более чем 5% начальной цены договора.

Документы и сведения, связанные с аккредитацией и проведением электронного аукциона и полученные или направленные оператором электронной площадки, он будет хранить не менее трех лет с сохранением конфиденциальности сведений.

Электронный аукцион должен будет проводиться путем повышения начальной цены договора, указанной в извещении и документации о проведении электронного аукциона. Во время его проведения участники будут подавать ценовые предложения, предусматривающие повышение текущей максимальной цены на величину в пределах шага аукциона. Шаг аукциона будет составлять 0,5—5% начальной цены договора, за исключением случаев, предусмотренных иными федеральными законами.

Протокол проведения про­цедуры подачи ценовых предложений будет размещен оператором электронной площадки на ней в течение десяти минут после окончания данной про­цедуры. Еще через десять минут данный протокол и документы в отношении победителя оператор направит организатору торгов. Такое же время после начала проведения процедуры подачи ценовых предложений дается на их подачу претендентам, и если за это время никто не подаст предложений, то аукцион будет признан несостоявшимся.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функцио­нирования средств, используемых для его проведения, и равный доступ к участию в нем претендентов. Организатор торгов должен будет оформить протокол подведения итогов элект­ронного аукциона и не позднее дня (рабочего или календарного — в законопроекте не сказано) подписания протокола разместить его на вышеуказанном сайте. Договор с победителем аукциона будет заключен в форме электронного документа.

Если в течение одного квартала в отношении участника электронного аукциона будут приняты два решения о его несоответствии необходимым требованиям, оператор электронной площадки по истечении 30 дней с момента принятия второго решения перечислит организатору торгов денежные средства в размере обеспечения, предоставленного таким участником. Законопроектом предусмотрены также порядок действия оператора электронной площадки при несоответствии участника необходимым требованиям, и порядок обжалования таких действий.