Осенняя депрессия опаснее любой хронической болезни

| статьи | печать

Осенней депрессией, по оценкам медиков, подвержен каждый третий житель России. Многих из них не ждёт ничего хорошего, болезнь будет прогрессировать, конец может быть мрачным.

Специалисты называют термином «осенняя депрессия» состояние недомогания, хандры и общей слабости человеческого организма, вызванное постоянной слякотью, серостью, ветрами, дождями и увяданием природы. С медицинской точки зрения, осенняя депрессия является особым психоэмоциональным состоянием, для которого характерны неустойчивость настроения, на фоне его снижения — скудность мышления, сопровождающаяся зацикливанием на некоторых ситуациях, иногда даже двигательная заторможенность. Человек, который подвержен осенней депрессии, не может найти своего места в окружающем мире, постоянно сдерживает свои эмоции, теряет ощущение радости и удовольствия.

Эмоциональная сторона осенней депрессии характеризуется постоянно плохим настроением, глубокой подавленностью, плаксивостью, пессимистичной оценкой своих перспектив, нарастающим ощущением усталости, снижением работоспособности и аппетита, нарушениями сна (как бессонницей, так и чрезмерной сонливостью). И на этом перечень симптомов осенней депрессии не иссякает, а значит, ни о какой продуктивности или успешности, когда человек в таком состоянии, и говорить не приходится. Осенью отмечаются не только депрессивные состояния, но и подъём заболеваемости. Многие отмечают обострение хронических болезней, появление болей в спине, ломоту в суставах и учащающиеся сердечные и головные боли.

Причины осенней депрессии имеют достаточно простое физиологическое объяснение. Безусловно, уменьшение количества солнечной энергии ведёт к тому, что в организме человека начинает активно образовываться гормон меланин, который в излишних количествах может провоцировать развитие депрессивных состояний. Увеличение образования этого гормона происходит ночью, а также в сумерках, а вот под влиянием солнечного света количество меланина в организме заметно сокращается.

Специалисты нескольких медицинских центров Австралии, Канады и Соединённых Штатов проанализировали более 400 млн случаев депрессивных расстройств, зарегистрированных в 2010 г., их распределение по разным странам, зависимость от пола и возраста, а также влияние депрессии на количество самоубийств и возникновение ишемической болезни сердца. Результаты исследования, опубликованные в журнале PLOS Medicine, свидетельствуют о том, что депрессия представляет собой одну из основных причин инвалидности, она сокращает жизнь людей в среднем на 3,8% и тяжёлым бременем ложится на здравоохранение.

Учёные подсчитали, сколько лет люди проводят на инвалидности, вызванной депрессией, и сколько лет здоровой жизни они потеряли из-за сопутствующих осложнений и преждевременной смерти (клиническая депрессия способствует развитию ишемической болезни сердца и провоцирует пациентов на самоубийства).

В 1990-х и 2000-х гг. депрессивные расстройства были одной из ведущих причин нетрудоспособности.

В 2010 г. болезнь по-прежнему не сдаёт позиций. Депрессивные расстройства оказались второй по значимости причиной инвалидности. Клиническая депрессия сокращает жизнь в среднем на 2,5%, а дистимия — более «мягкая» форма депрессии — на 0,5%. Если учесть вызванные депрессией самоубийства и ишемические заболевания, этот срок возрастает до 3,8%.

Это усреднённые показатели. В разных странах болеют по-разному. Исследователи связывают разные уровни заболеваемости с военными конфликтами, сексуальным насилием, насилием над детьми. Лидируют по заболеваемости Афганистан, Северная Африка и Ближний Восток. Наиболее вероятная причина такой ситуации — затянувшиеся военные конфликты. Часто и серьёзно заболевают депрессивными расстройствами в России и странах Восточной Европы, реже всего болеют в Японии, Китае, Австралии и Мексике. Относительная тяжесть депрессивных расстройств также различна.

На сегодняшний день депрессивные расстройства являются одной из самых распространённых психических патологий. Разнообразие патогенетических механизмов возникновения и клинических проявлений сбивает с толку многих специалистов, заставляя их неправильно оценивать вклад психики в развитие соматического заболевания и наоборот. Соответственно, и лечение оказывается зачастую неверным.

Наличие болей — обычный симптом, усложняющий диагностику депрессии. Боли часто сопровождаются неприятными ощущениями, глубоким беспокойством и напряжением. Локализуются они в любой части тела. Обычно боли усиливаются в ночные и предрассветные часы, возможна их миграция. Больные способны отличать атипичные боли от болей, вызываемых физическим недугом. Однако часто они всё же испытывают значительные трудности в описании своих ощущений. Больные жалуются на жжение, сдавление, ощущение «шлема», «обруча» на голове. Во многих случаях в подобных жалобах подчёркивается неприятный характер боли (крайне мучительная, глубокая мышечная, костная), указывается и на неэффективность принимаемых болеутоляющих средств. Неприятным ощущениям в голове (распирание, тяжесть в затылке, сдавление в висках и т.д.) часто сопутствуют внезапные приступы головокружения, сопровождающиеся страхом.

Доказано, что женщины страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины. Также установлен тот факт, что наиболее часто депрессивные расстройства у женщин возникают в важные эндокринные перестройки жизни: в подростковый период (период менархе), поздней лютеиновой фазе менструального цикла (предменструальный синдром), послеродовой период, в период перименопаузы, чаще всего за 1—2 года до наступления менопаузы.

Выделяют три степени тяжести депрессивных расстройств: лёгкие, средние и тяжёлые. Как правило, депрессивные расстройства перименопаузального периода бывают лёгкой или средней степени тяжести, однако подбор адекватной терапии представляет достаточно трудную задачу, т.к. требует учёта многих факторов: тяжести сопутствующих заболеваний, выраженности и стадии климактерия, особенностей аффективных нарушений.

В настоящее время во всём мире отмечается неуклонная тенденция к увеличению средней продолжительности жизни женщин. К 2000 г. средняя продолжительность жизни женщин в развитых странах составляла приблизительно 75—80 лет, а в развивающихся странах — 65—70 лет. При этом возраст наступления менопаузы остаётся относительно стабильным и составляет в среднем 49–50 лет. Таким образом, практически треть жизни женщины проходит после окончания менструаций. В связи с этим всё более актуальной проблемой становится продление активной жизненной фазы у женщины.

Причинами развития депрессии у женщины в перименопаузе могут явиться переживания по поводу старения, различные семейные и социальные дисгармонии, а также физиологические процессы, сопровождающие наступление климакса.

Климактерический синдром (КС) имеет три группы основных проявлений: нейровегетативные, обменно-эндокринные, психоэмоциональные, причём психоэмоциональные нарушения отмечают от 16 до 31% женщин в перименопаузе.

Часто возникновение стресса на фоне уже имеющихся эндокринных или вегетативных расстройств провоцирует развитие депрессии. Перименопауза — это период множественных неблагоприятных социально-психологических травм: вырастают и уходят из дома дети (синдром «опустевшего гнезда»), появляются заботы, связанные с уходом за престарелыми родителями, учащаются утраты (смерть близких), ухудшается здоровье, снижается общая физическая активность. Все эти события становятся той самой «психологической почвой», на которой и развиваются депрессивные расстройства. В этот период женщины становятся крайне чувствительными и особым образом восприимчивыми к внешним неблагоприятным воздействиям. По сравнению с общей популяцией, для развития депрессий в период перименопаузы выделяют дополнительные факторы риска, к которым относятся развод, бездетность, потеря социального обеспечения, наличие психических расстройств, низкий уровень образования, хирургическая природа менопаузы.

Клинические признаки и симптомы депрессивных нарушений, развивающихся в период перименопаузы, соответствуют основным критериям депрессивных расстройств. Выделяют основные и дополнительные симптомы депрессии, а их соотношение определяет тяжесть расстройства. К основным симптомам относят снижение настроения, преобладающее почти ежедневно большую часть дня и продолжающееся не менее двух недель; утрату интереса и удовольствия от ранее приятной деятельности; повышенную утомляемость и снижение работоспособности. К дополнительным симптомам относят сниженную способность к сосредоточению и снижение концентрации внимания, а также колебания или нерешительность при принятии решений; снижение самооценки и чувство неуверенности в себе; идеи виновности и уничижения (даже при лёгком типе эпизода), самообвинение без повода; мрачное и пессимистическое видение будущего; идеи или действия по самоповреждению или суициду; нарушенный сон; изменение аппетита (снижение или повышение) с соответствующими изменениями массы тела.

Однако имеются и некоторые клинические особенности течения депрессии, связанной с климактерическим периодом. В литературе отмечено, что в этот период чаще возникает невротическая депрессия — в 56,8% случаев, реже – истерический, фобический и астенический неврозы. У пациенток в разной степени наблюдаются сниженное настроение или его колебания, нарушения сна, тревога, снижение интереса, а также определяются различные варианты соматизации, маскирующие депрессивную природу клинической картины. Такие проявления, как забывчивость, затруднения концентрации внимания, трудности в принятии решений, утрата уверенности в себе и чувство малоценности, усиливаются в течение заболевания.

После постановки диагноза необходимо подобрать рациональную терапию с учётом уже имеющихся хронических заболеваний, нацеленную на скорейшее купирование соматической и психопатологической симптоматики. В дальнейшем будет необходима поддерживающая терапия более безопасными лекарственными средствами в меньших дозировках.

Описывая свои состояния врачу, больные жалуются на быструю утомляемость, отсутствие инициативы, энергичности, на неспособность принимать решение, на внезапность чувства усталости, неопределённое беспокойство. И среди наиболее частых симптомов следует назвать расстройства сна, заключающиеся в нарушении засыпания, в прерывности сна и раннем пробуждении. Бессонница, снижение аппетита, потеря в весе, снижение либидо и потенции (у женщин также расстройство менструального цикла, вплоть до аменореи), внутреннее беспокойство, ощущение несвежести и тупой тяжести в теле составляют тот круг симптомов, которые должны вызывать подозрение на маскированную депрессию при отсутствии органического заболевания. Любые жалобы с соматической симптоматикой, составляющие клиническую картину скрытой депрессии, характеризуются необычностью ощущений больных. Так, при дисфункциях желудочно-кишечного тракта они жалуются на тяжесть под ложечкой, вибрации желудка, на бульканье в животе, давящее чувство переполненности, на боли кожные и мышечные в области живота. Когда ведущими в клинической картине болезни выступают сердечно-сосудистые расстройства, больные жалуются на пульсацию, сердечный спазм, покалывание в области сердца и его сжатие, предсердечное давление, на боли под рёбрами, ощущение горения в груди и сильные биения сердца.

Важно то, что разного рода парестезии и «соматические» жалобы могут выражать скрытое депрессивное состояние без какого-либо сопутствующего повреждения органа или органов. Однако скрытая депрессия может сопровождаться и объективно регистрируемыми подобными изменениями, в различной степени выраженными.

Например, у больных может отмечаться повышение или понижение артериального давления, статические нарушения позвоночника, изменение электроэнцефалограммы. Нередко моментами выявляется микросимптоматика, напоминающая таковую при органическом неврологическом заболевании, в связи с чем требуется тщательное обследование у невропатолога. Примечательно, что единственным проявлением депрессивных расстройств могут выступать периодические приступы экземы, эритемы, псориаза, нейродермита и т.д., а также невралгии лица, жалобы на люмбаго и ишиас.

Для скрытой депрессии типично, что в ответ на направленные вопросы врача пациенты жалуются на некоторую угнетённость или невозможность радоваться, как прежде. Они не проявляют присущей им ранее энергии и активности, становятся беспокойными и нервными, иногда с ясно обозначенным чувством страха. Трудность принятия решения также характерная черта этого состояния. Часто больные сами не осознают своё сниженное настроение или объясняют его соматическим недомоганием. Обилие «соматических» жалоб, не укладывающихся в рамки определённой болезни, отсутствие или мимолётность органических изменений, неэффективность лечения соматическими средствами должны вызвать подозрение на скрытую депрессию.

Каждую осень страницы глянцевых журналов украшают советы о том, как бороться с депрессией. Советчики имеют в виду лёгкое уныние, вызванное похолоданием и затяжными дождями. Настоящая депрессия — недуг более серьёзный, чреватый потерей трудоспособности и даже преждевременной смертью.

Депрессивные расстройства вызывают ощущение тоски и безнадёжности, которое длится месяцами, а иногда и годами.

Пациенты теряют интерес к своим обычным занятиям, у них появляются физические недомогания, такие как расстройство сна. Одно из депрессивных расстройств, клиническая депрессия, представляет собой хроническое заболевание, которое может привести к самоубийству. Оно включает по крайней мере один эпизод, длящийся не менее двух недель, в течение которого пациент постоянно испытывает сильнейшую тоску.

Среди болезней, приводящих к инвалидности, депрессия занимает 11-е место. В Северной Африке, на Ближнем Востоке и на Тихоокеанском побережье Латинской Америки оно выше. Там депрессия занимает третье место среди причин инвалидности. В Юго-Западной Африке у депрессии всего 19-е место, но не от спокойной жизни, а потому, что её потеснили инфекционные заболевания, такие как СПИД и малярия.

Исследователи подчёркивают, что депрессия должна стать объектом особого внимания, приоритетным направлением для здравоохранения.