1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

О новом уровне образования заговорили в новом формате

Новый закон об образовании выделил дошкольное образование в отдельный уровень. Каким оно будет, нужна ли ранняя профилизация, то есть первичная профориентация при обучении навыкам, которые понадобятся для успешного трудоустройства, — эти и многие другие вопросы обсуждались в рамках I Всероссийской научно-практической конференции «Качество дошкольного образования — стратегический ресурс будущего»1, прошедшей в марте в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

Развитие социального предпринимательства, а именно использование предпринимательского подхода для решения социальных проблем (например, открытие образовательных центров для детей с инвалидностью), особенности социализации детей, разработка профессиональных стандартов, необходимость сотрудничества детских садов со школами и вузами — это основные темы, обсуждавшиеся на конференции представителями образовательного и профессио­нального сообществ.

Многие из них приобрели сегодня особую актуальность в связи с принятием нового закона об образовании, согласно которому дошкольное образование было выделено как отдельный уровень. «Каким оно будет, какого качества, зависит от множества аспектов: не только от законодательства, но и от инициатив гражданского общества», — считает член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Людмила Бокова.

Важную роль в развитии дошкольного образования может сыграть высшая школа. По мнению Александра Молчанова, проректора по организации электронного обучения в МЭСИ, сотрудничество возможно по трем направлениям. Во-первых, это подготовка вузами специалистов для дошкольных образовательных учреждений: психологов, педагогов, воспитателей. Во-вторых, реализация вузами краткосрочных программ подготовки специалистов в области управления дошкольными негосударственными учреждениями, частными детскими садами. Их руководителями могут выступать родители, молодые мамы, которые, помимо своих, могли бы воспитывать детей своих друзей, товарищей, соседей. И в-третьих, вуз может предлагать курсы дистанционного обучения и повышения квалификации для родителей, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком и могут приобретать дополнительные знания и квалификации.

Новые способы передачи и накопления знаний, считает Виктор Поливаев, эксперт «Клуба лидеров», во многом помогают высшей школе оперативно реагировать на изменение рынка в целом и рынка образования в частности. Одну из первостепенных ролей, по его мнению, играют вузы и в разработке профессиональных стандартов. Владея определенной методологией, достаточной базой знаний для создания подобных докумен­тов, высшая школа способна воплощать инициативы профессионального сообщества.

Сегодня особенно остро чувствуется необходимость в активном сотрудничестве образования, бизнеса и государства. Помочь в этом призвана дорожная карта по нацио­нальной системе компетенций и квалификаций. «Этот проект Агентства стратегических инициатив позволяет формировать непрерывный вектор развития отдельно взятого человека, — отметил В. Поливаев. — Несмотря на то что документ свежий, многие мероприятия уже реализуются. Например, МЭСИ активно занимается развитием онлайн-образования, и очень успешно: опыт вуза признают зарубежные специалисты».

МЭСИ — один из первых вузов в России, воплотивший принцип обучения в течение всей жизни. Сегодня его взяли на вооружение многие учебные заведения и структуры, позволяющие реализовывать непрерывное образование на этапах обучения в школе, колледже, вузе. Однако роль дошкольного образования в этом процессе до сих пор учитывается редко. «Сегодняшняя профилизация в детском саду — это завтрашний школьник и послезавтрашний студент высшего учебного заведения, — отметил А. Молчанов. — Уже сейчас у детей нужно развивать задатки, которые через 20 лет позволят им получить необходимые компетенции. А здесь требуется тесное сотрудничество всех уровней образования».

Разработка совместных образовательных программ, создание крупных учебных структур непрерывного обучения — это перспективы совместной работы систем высшего и дошкольного образования.

1 Организаторами мероприятия выступили общественное движение «Родители за здоровое поколение», Министерство экономического развития РФ, Агентство стратегических инициатив и саморегулируемая организация «Межрегиональная ассоциация дошкольных организаций».