«Пилотная» ликвидация Проба пера. Карающего…

| статьи | печать

«Мертвые души» начинают ликвидировать. Федеральная налоговая служба своим письмом дала распоряжение региональным управлениям приступить к ликвидации одного миллиона недействующих юридических лиц.

Начать предполагается с малого: в рамках пилотного проекта до конца года ФНС хочет вычеркнуть из Единого государственного реестра всего 15 организаций.

«ЭЖ» уже писала, что вступившие в силу 6 июля поправки в Закон о госрегистрации юрлиц позволили налоговикам ликвидировать организации, которые в течение года не проводят банковские операции и не сдают отчетность.

По сведениям ФНС, «признаки недействующего юрлица» имеют около 1 млн организаций, при этом у 499 тыс. из них нет налоговой задолженности перед бюджетами, поэтому эти компании могут быть «вычеркнуты» без потерь для государства.

В то же время для тотальной чистки почва еще не подготовлена, поэтому инспекции ФНС по г. Мытищи поручено реализовать пилотный проект, в рамках которого до конца года должны быть выявлены 100 недействующих организаций, 15 из которых предполагается исключить из реестра.

Остальные инспекции пока займутся подготовительной работой, чтобы к 1 ноября 2005 г. представить полученные данные в центральный аппарат службы.

Судя по всему, осторожность налоговиков объясняется проблемами, которые могут возникнуть в ходе упрощенной ликвидации. Ведь при массовой чистке реестра не исключены ошибки, из-за которых будут аннулированы реально действующие фирмы (к примеру, чья налоговая отчетность просто затерялась или не была сдана в срок по объективным причинам).

К тому же механизм «упрощенки» не решает проблем с ликвидацией компаний, располагающих тем или иным имуществом.

У налогоплательщиков возник вопрос о признании безнадежным долгом дебиторской задолженности организации, исключенной из реестра. Ответу на него посвящено Письмо Минфина от 27.07.2005 № 03-01-10/6-347, в котором разъяснено, что ст. 266 НК РФ не содержит такого основания отнесения долга к безнадежным, как исключение организации из Единого государственного реестра юрлиц. Поэтому налогоплательщик не вправе учитывать долги таких организаций во внереализационных расходах как убытки на основании подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Министерство основывает этот вывод на том, что и при принятии решения о предстоящем исключении из реестра, и в течение года после этого кредиторы имеют право заявить о своих требованиях. В этом случае в отношении должника инициируется процедура банкротства. Какой же объем бюджетных средств может понадобиться на проведение этой процедуры в отношении недействующих юрлиц, имеющих налоговую задолженность?

Получается так, что фирма признана недействующей, внесена соответствующая запись в ЕГРП, а задолженность не может быть списана. Чиновники предлагают отложить на неопределенное время момент признания дебиторской задолженности безнадежным долгом. Непонятно только, до истечения срока исковой давности или срока, в течение которого может быть обжаловано решение налогового органа об исключении из реестра? И это лишь одна из проблем, которая возникнет при реализации положений Закона.

Стартовавшая в таком виде ликвидация оставляет чувство легкого недоразумения… То ли налоговики не уверены в своих силах, то ли, «пробивая» ожидаемый закон, боятся наломать дров, не устроив вначале генеральную репетицию!