1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Особенности национальной розницы

За последние четыре года Россия показывает один из самых высоких темпов роста розничного рынка в мире — 9% ежегодно. В прошлом году рост розничного товарооборота составил 200 млрд дол. Такие показатели, несомненно, привлекают западных инвесторов, и бизнес готовится к тому, что на родные просторы придут иностранные ритейлеры. Как сохранить рынок свободным, но в то же время самим не стоять на месте, обсуждали участники «круглого стола» «Как управлять розницей».

Сегодня в России пять лидеров розничной торговли: «Перекресток», «Пятерочка», «Рамстор», «Патэрсон», МЕТРО. Они, концентрируясь в Москве и Санкт-Петербурге, охватывают только 4% рынка. На Западе ритейл занимает до 95%. Итак, потенциал для дальнейшего развития в России огромен. Кто будет осваивать его: отечественные компании или иностранные торговые сети?

Иозеф Донхаузер, директор по стратегическому развитию сети супермаркетов«Grossman», подтверждает возможность экспансии со стороны западных торговых гигантов в провинцию, но пока «бизнесу мешает давление со стороны местных властей, администраций». Так что большое значение для будущего отечественного ритейла имеет то, какую стратегию выхода на наш рынок предпочтут глобальные игроки: начинать с нуля или кооперироваться с российскими.

Особенность отечественной сетевой торговли связана с огромными географическими масштабами страны, региональной дифференциацией доходов населения. В Москве, где доходы выше общероссийских, на 1 миллион жителей приходится 42 супермаркета, тогда как по России — в среднем около10. Для сравнения в Восточной Европе, например в Чехии, этот же показатель доходит до 112 супермаркетов.

Сегодня основной проблемой развития отечественного ритейла является отсутствие торговых площадей. В идеале супермаркет должен иметь площадь около 700кв.м, но именно таких площадей не хватает. Чтобы занять нужную площадь, ритейлеры вынуждены выступать не только в роли арендаторов торгового центра, но и участвовать в его строительстве в качестве соинвестора.

Основные тенденции рынка розницы: обострение конкуренции; консолидация участников; экстенсивный рост рынка; активная региональная экспансия; вынужденное снижение нормы прибыльности.

Маркетинговый ход

Одним из принципиальных условий развития сети является грамотный маркетинг. Так, Ольга Николаева, начальник отдела PR аптечной сети «Доктор Столетов», считает, что дирекция по маркетингу является основной движущей силой развития компании. Дирекция состоит из отдела ассортиментного планирования, который отвечает за ассортиментный план продукции как в столице, так и по регионам, следит за конкуренцией, ценами. Отдел управления торговой марки дает заключение по мониторингу среды, устанавливает график работы торговой точки, разрабатывает социальные проекты, рекламные акции в рамках сети.

По мнению профессионалов, грамотно построенная рекламная акция может повысить продажи более чем на 100%. Но для того чтобы такие акции, бонусы, системы скидок стабильно привлекали клиентов, важно адаптировать эти схемы под конкретный регион. При этом нужно выбрать те позиции, которые будут выгодны и для производителя, и для позиционирования сети, и для покупателя.

Одной из приоритетных задач ритейла является выход на региональные рынки. Главная задача позиционирования сети — убедить жителей регионов в качестве товара.

При этом необходима корректировка ассортимента с учетом местности. Аптекам, например, нужно учитывать, что жители южного региона нуждаются в солнцезащитных кремах, тогда как на севере — больше в витаминах.

Точки напряжения

В любой торговой сети есть две тесно взаимосвязанные проблемы. Первая — не хватает квалифицированных кадров. Вторая — текучесть персонала. Но проблема с подготовкой кадров решается. «Вкладывайте, инвестируйте в будущее, — советует Татьяна Кожевникова, директор по персоналу «Метро Кэш энд Керри», — сотрудничайте со среднеспециальными учебными заведениями, торговыми лицеями, вузами. Вам же потом будет легче».

В крупных компаниях стараются делать акцент на социальных льготах: компенсируют больничный лист до уровня реальной зарплаты, обеспечивают бесплатным медицинским обслуживанием.

Кроме того, разрабатывают систему материальной мотивации, когда заработная плата формируется с учетом премий, бонусов.

Способ открыть успешный бизнес

Сегодня многие торговые сети рассматривают франчайзинг как одно из направлений своего развития. «Он выгоден обеим сторонам, как нашей, так и западной при минимальном вложении средств, — считает Андрей Шпунт, директор развития программы «Франчайзинг» торгового дома «Копейка».

Почему лидеры-ритейлеры выбирают франчайзинг? Успех этого пути развития в том, что одна сторона отвечает за качество передаваемой технологии, а другая —неукоснительно соблюдает ее, при этом оставаясь собственником своего бизнеса. Головная компания идет на то, чтобы франчайзи не вкладывали деньги в недвижимость и оборудование, компенсируя это тем, что они лучше знают местный рынок. Никакие дорогостоящие маркетинговые исследования не заменят тех знаний и опыта, которые накопил местный бизнесмен. А для предпринимателя франчайзинг — один из способов выжить в острой конкурентной борьбе.

Сейчас многие столичные компании-одиночки уже ощутили результаты борьбы на рынке и стараются спрятаться под крыло более сильного партнера. Региональные бизнесмены еще имеют возможность выбирать, с кем им выгодно сотрудничать. Тогда как в Москве, где конкуренция среди ритейлеров самая высокая по России, решение, безусловно, зависит от лидеров рынка.

На рынке франчайзинга, как и на любом другом, есть качественные предложения и торговые предприятия, которые просто прикрываются брендом.

Так или иначе, развитие розничных торговых сетей потребует решения тех проблем, тех вопросов, которые существуют на потребительском рынке. Усиленная конкуренция между сетями непременно к этому приведет.

46% посетителей крупных торговых центров — граждане с высоким уровнем дохода.

26% покупателей оценивают свои финансы как средние.

18% граждан, «заглядывающих в торговые центры, относят себя к низкодоходной группе.