Ценовая война

| статьи | печать

Сразу два скандала разгораются в Европе и США по поводу применения российскими компаниями привычных нам методов ценообразования. Европейцы расследуют манипуляции «Газпрома». Американцы выступили против задирания отпускных цен на бензин ЛУКОЙЛом. Кремль делает все для отстаивания прав отечественных компаний работать по всему миру так, как они привыкли и как умеют.

В четверг, 13 сентября, ИТАР-ТАСС сообщило, что в американских штатах Нью-Джерси и Пенсильвания более 50 владельцев автозаправок, работающих под маркой российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ, провели в среду акцию протеста, подняв цены на бензин до 8—10 долл. за литр, хотя средняя цена топлива в США — 1 долл. Так они выразили несогласие с ценовой политикой компании «ЛУКОЙЛ Северная Америка», дочерней структуры ЛУКОЙЛа.

Дилеры утверждают, что ЛУКОЙЛ слишком завышает отпускные оптовые цены на топливо. Акция была организована некоммерческой организацией «Автомобильная и топливная ассоциация Нью-Джерси». Ее представитель Сэл Рисалвато сообщил на пресс-конференции, что российская компания вынуждает владельцев АЗС, работающих с ней по договору, покупать топливо по более высоким ценам, чем это делают соседние заправки, представляющие другие марки. В итоге цена бензи­на на этих несчастных АЗС давно на 20—25 центов выше, чем на соседних, но в последнее время

ЛУКОЙЛ начал задирать цены уж совсем бесстыдно.

Конечно, «дочка» ЛУКОЙЛа работает аккуратно и соблюдает местные законы. Но факт остается фактом — ее отпускные цены выше, чем у других нефтяников.

Примерно в том же суть претензий европейцев к «Газпрому», в отношении которого Еврокомиссия проводит специальное расследование, которое вызывает почти панику не только в офисе нашего национального достояния, но и в Кремле.

Дело дошло до того, что был спешно придуман, написан и подписан президентом Владимиром Путиным указ, как сообщает агентство «ПРАЙМ», о мерах по защите интересов РФ при осуществлении российскими юрлицами внешнеэкономической деятельности. Указ обязывает стратегические компании согласовывать с правительством действия при предъявлении к ним требований иностранными государствами.

Вряд ли указ защитит «Газпром». Сотрудники европейских подразделений и «дочек» нашего монополиста могут сколько угодно ссылаться на требования

указа о согласовании любых действий с Кремлем до предоставления запрашиваемой еврокомиссарами информации. С ними спорить не будут, уважая законы нашего государства. Но попросят исполнять законы ЕС, предоставлять информацию в срок — или платить штрафы, которые найдут, откуда списать.

Ситуацию четко описал в своем блоге известный ученый, профессор Лондонской школы экономики Алан Райли, которого цитирует агентство «Финмаркет». А. Райли пишет, что расследование Европейской комиссии против «Газпрома» «очень опасно для российской компании… Этим делом занялась Генеральная дирекция по конкуренции Еврокомиссии, а она всегда доводит дела до конца. С 1958 г. этот орган ни разу не проигрывал в суде. Еврокомиссия никогда не начинает публичного расследования, если уже не располагает достаточным количеством доказательств… Скорее всего чиновники получили эти доказательства во время рейдов в офисы „Газпрома“ в Центральной и Восточной Европе в сентябре прошлого года, а также из жалоб на компанию и собственного мониторинга рынка».

Профессор отмечает вот что. Пока Еврокомиссия расследует события, относящиеся к периоду после 2004 г., когда страны Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтика уже присоединились к ЕС. «Настоящей проблемой для „Газпрома“ станет, если власти каждой страны начнут параллельное расследование событий начиная с 1994 г… Так что лучше всего монополисту искать способ договориться с Еврокомиссией», — заключает А Райли.

Видимо, скоро найдутся интерпретаторы, которые представят события в Нью-Джерси и Европе как очередной заговор против России. Но тогда надо согласиться, что привычная нам система ценообразования, при которой россияне покупают любые товары и услуги многократно дороже, чем европейцы или американцы, единственно верная и абсолютно устраивающая население великой страны.