Овощам предрекают сильное подорожание

| статьи | печать

В 2011 г. в России было собрано порядка 13 млн т овощей. В этом году из-за засухи в начале лета и сокращения посевных площадей такого урожая не ожидается, и некоторые эксперты рынка считают, что к зиме овощи на прилавках магазинов сильно подорожают.

По данным Минсельхоза России, отечественный плодоовощной рынок в последние годы показывает хорошие темпы увеличения продаж — от 15 до 20%. Его емкость составляет 30—35 млн т с учетом картофеля и 17—20 млн т без него. По оценкам аналитиков УК «Финам Менеджмент», в денежном исчислении объем российского рынка овощей составляет 7,5—10 млрд долл. США с учетом картофеля.

Производители сократили посевные площади

Аналитики рынка опасаются, что по итогам текущего года, когда на рынке сойдет на нет сезонное предложение продукции, будет наблюдаться дефицит овощей. Ряд специалистов, опрошенных «ЭЖ», утверждает, что в течение зимнего периода 2012—2013 гг. можно ожидать 50-процентного подорожания продукции на рынке. По их мнению, это произойдет во второй половине осени, когда торговые сети традиционно обсуждают с поставщиками отпускные цены на продукцию. Многие производители, по их словам, уже не готовы поставлять овощи в магазины по старым ценам и требуют их повышения. Некоторые из них высказывают предположение, что рост цен на овощную продукцию может оказаться фактором в отличие от роста цен на услуги ЖКХ, оказывающим решающее влияние на рост потребительских цен.

Это связывается в первую очередь не столько с жарой, наблюдавшейся в начале лета на большей части территории страны, сколько с сокращением посевных площадей. Прошлый год был благоприятен для овощеводов, рынок справился с тяжелой ситуацией, вызванной аномальной засухой 2010 г. По данным чиновников Минсельхоза России, в прошлом году валовой сбор овощных культур вырос на 44% по сравнению с 2010 г. Перепроизводство овощей в 2011 г. повлекло за собой большие убытки для аграриев, и в этом году они вынуждены были пойти на сокращение посевов. Василий Кошель, менеджер по продажам компании «Сингента», специализирующейся на поставках семян, считает, что сокращение посевных площадей напрямую связано с отсутствием работающих логистических схем на рынке. Возникла ситуация, когда, по его словам, «производителю невозможно напрямую выйти на покупателя, его овощи проходят целую цепочку перекупщиков, в чьих карманах и оседает большая часть доходов». В результате российский фермер просто не заинтересован в получении слишком высокого урожая. Его доход от этого не изменится. В. Кошель считает, что если подорожание и произойдет, то аграрии от этого не выиграют.

По данным Минсельхоза, сельскохозяйственные предприятия и индивидуальные хозяйства России сократили площади под овощами в 2012 г. на 0,7%, или на 0,02 млн га — до 0,7 млн га по сравнению с 2011 г. Это привело к тому, что нынешней осенью можно ожидать роста цен.

Развитие сельхозпроизводства определяется не только климатическими условиями, но и базовыми проблемами отечественного сельского хозяйства. Если в начале 1990-х гг. 70% овощей производили сельхозпредприятия и лишь 30% — частные хозяйства, то сегодня ситуация совершенно иная. Большая часть овощей — 70% — производится в частных хозяйствах, 19 — в крупных хозяйствах и лишь 11% — фермерами. Можно сказать, что программа развития фермерского хозяйства в России на сегодняшний день так и осталась невыполненной.

Ситуацию в некоторой степени спасает внедрение современных технологий в овощеводстве, в результате которого средний урожай овощей увеличился с 154 ц/га до 180 ц/га. В сегменте свежих овощей аграрии в последние годы получают валовой урожай 12—13 млн т.

Следует учесть, что разброс цен по овощному рынку — достаточно существенный и зависит прежде всего от климатических условий, в которых находится тот или иной регион. Наибольший урожай традиционно получают в областях российского Черноземья — Воронежской, Ростовской, Белгородской и Курской. Хорошие климатические условия в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Астраханской областях способствуют получению больших урожаев томатов и других овощей. Ухудшающиеся климатические условия, а также экономические факторы за пределами европейской части России приводят к тому, что в восточной части страны получают гораздо меньший по сравнению с перечисленными регионами урожай.

Таким образом, средние цены на овощную продукцию обычно не отражают реального положения дел, поскольку они являются результатом усредненного суммирования показателей по всей стране. В некоторых регионах цены отличается многократно.

Посредники на рынке вздувают цены

Большую роль на ценообразование оказывают работающие на рынке многочисленные посредники между производителями сельхозпродукции и потребителями. Например, оптовая цена за килограмм арбузов на рынке в Астраханской области составляет 1 руб., томатов — 5 руб., баклажаны стоят от 6 до 8 руб., что в разы дешевле, чем эти овощи стоят на прилавках в Москве. Возникает ситуация, когда овощеводы не могут продать свою продукцию по приемлемой для них цене, а покупатели приобрести ее по справедливой цене. В результате стоимость овощей в крупных городах в 5—6 раз выше, чем в небольших населенных пунктах. При этом практически неразрешимой проблемой для фермеров является транспортировка своей продукции в крупные города, прежде всего в Москву. В большинстве случаев они не могут поставлять выращенные овощи на прилавки отечественных мегаполисов.

В результате, по данным информационного агентства AgroXXI, за 2011 г. цена на картофель продовольственный выросла в 2,2 раза, свекла столовая выросла в цене на 69%, морковь столовая — на 57%, помидоры открытого грунта — на 96% по сравнению с серединой 2010 г., цена на огурцы открытого грунта подскочила на 91% по сравнению с показателями аналогичного периода.

По данным агентства, под конец 2011 г. уровень цен в среднем по всем видам продукции снизился на 38,9%. Но это произошло благодаря полученному в прошлом году хорошему урожаю. В этом же году из-за плохих летних климатических условий, а также из-за сокращения сельхозпроизводителями посевных площадей такого снижения цен ожидать не приходится.

Импорт овощей растет с каждым годом

Исходя из доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 2011 г. импорт овощей в Россию вырос на 41%, объем закупок составил 2,31 млрд долл. США. Овощи из стран Евросоюза составляют 40—45% импорта. Наиболее крупным их поставщиком из ЕС являются Нидерланды, на которые приходится 7%. Около 20% томатов приходится на продукцию из стран Европы. Лидером поставок из стран, не входящих в Евросоюз, является Турция — 40%. Половина импортируемого в страну картофеля завозится из стран ЕС. Крупнейшим его поставщиком являются Нидерланды — 26%, затем Франция — 10% и Бельгия — 6%.

Европейские страны также обеспечивают 14% импорта в Россию огурцов. Лидер в этом сегменте — Испания — 10%.

Импорт плодоовощной продукции в РФ постоянно растет. Начиная с весны 2012 г. Минсельхоз России «отмечает существенный рост импорта овощей в Россию». Чиновники министерства отмечают также процесс замещения отечественных овощей импортными, объясняя это нехваткой в стране перерабатывающих предприятий и наличием логистических проблем. В итоге доля импортных овощей на рынке составляет на сегодняшний день 60%.

В связи со вступлением страны в ВТО Россия обязана к 2015 г. снизить в 1,5—2 раза импортные пошлины на овощи. Согласно данным, опубликованным на сайте аналитического центра ВТО-Информ, до 2015 г. импортные пошлины на картофель, лук, чеснок, свеклу, сладкий перец будут снижены с 15 до 10% таможенной стоимости. На белокочанную капусту они будут снижены с 18 до 13%, на морковь — с 15 до 12%. Объем импорта на российском рынке овощей может достигнуть 80% в ближайшие годы.

Но снижение пошлин, по мнению В. Кошеля, не сыграет большую роль на рынке. В России, по его словам, снижение пошлин в среднем на 3% не скажется существенно на ценообразовании, гораздо большую роль, по его мнению, играет менталитет покупателей, стремящихся покупать российские овощи. К тому же в последнее время наши производители могут упаковывать и расфасовывать полученную овощную продукцию не хуже западных коллег.

Нельзя сказать, что правительство не замечает сложившихся проблем. Оно поставило задачу решить проблему импортозамещения хотя бы в сегменте тепличных овощей.

«В Россию ежегодно ввозится более миллиона тонн тепличных овощей, поэтому перед овощеводами встал вопрос импортозамещения. Для этого необходимо строить новые более рентабельные теплицы и реконструировать старые», — предложил директор департамента Минсельхоза России Петр Чекмарев.

Меры по поддержке отрасли заложены в проекте новой госпрограммы поддержки сельского хозяйства, которая стартует в 2013 г. «Овощеводы получат скидки на процентную ставку при строительстве теплиц и получение энергоносителей для тепличных хозяйств, так, до 50% структуры себестоимости овощей закрытого грунта занимают газ, свет, электроэнергия», — пояснил П. Чекмарев.

Проект поддержки овощеводов предусматривает субсидирование до 20% стоимости энергоносителей, что, по мнению авторов программы, обеспечит повышение рентабельности производства овощей закрытого грунта. Если сегодня она составляет 7%, то с учетом субсидий рентабельность повысится до 30%.

Но, по мнению В. Кошеля, конкурировать по цене с импортной продукцией, например с турецкими помидорами, совершенно бесперспективно. Дело в том, что в Турции до 330 солнечных дней в году и плюсовая температура круглый год, не надо ни газа, ни электричества. Такие климатические условия нашим производителям даже не снились.