Самостоятельный выбор автотранспорта перевозчиком опасен для него

| статьи | печать

Если по условиям договора на оказание услуг по перевозке подбор автотранспорта входит в обязанности перевозчика, то негативные последствия отсутствия соглашения с клиентом о видах предоставляемого транспорта несет перевозчик (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 № А41-26538/11, отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ Определением от 24.07.2012 № ВАС-9048/12).

Суть дела

Между обществом (перевозчиком) и компанией (клиентом) был заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, по условиям которого перевозчик на основании заявок клиента принимает предъявленный клиентом к перевозке технологический груз, а клиент — оплачивает оказанные услуги.

При этом стороны договорились, что маршрут, характер (вид) и количество груза, предъявляемого к перевозке, указываются в заявке клиента. А в целях надлежащего исполнения принятых на себя в рамках договора обязательств перевозчик предоставляет автомобили и механизмы согласно перечню автотранспорта, являющегося неотъемлемой частью договора, при этом грузоподъемность техники определяется на основании технического паспорта автомобиля.

Клиент обязан представить перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную установленной формы; грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется в установленном порядке актом замера и актом взвешивания.

Стоимость транспортировки груза должна определяться из расчета фактически выполненных объемов работ, расстояния и цены за один тонно-километр перевезенного груза. При этом сторонами предусмотрены особые условия определения веса груза при перевозке легковесного и негабаритного груза.

В рамках договора перевозчик выполнил 154 рейса, из которых 112 приходилось на перевозку негабаритного груза. В результате сумма, на которую им были оказаны услуги, по его расчетам составила около 12 млн руб.

Однако клиент с этой суммой не согласился, посчитав, что им не исполнена обязанность по оплате перевозки негабаритного груза, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании долга за оказанные услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судебное разбирательство

Отказывая в удовлетворении части заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности перевозчиком факта и стоимости оказанных услуг по перевозке негабаритных грузов.

Согласно ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 784 ГК РФ перевозка груза и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Как установлено ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Пунктом 2 этой же статьи определено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. При этом форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

В обоснование своих требований общество представило путевые листы, товарно-транспортные накладные, однако в путевых листах не было отметок о номерах ТТН, по которым груз принят к перевозке, оттисков печати клиента.

Между сторонами договора отсутствует согласованное приложение к договору со списком автотранспорта для перевозки груза с учетом наличия негабаритных составляющих. В результате суд пришел к выводу, что представленные перевозчиком документы не подтверждают факт оказания истцом услуг по перевозке негабаритных грузов.

Апелляция и кассация с этим решением согласились. Дополнительно указав на недоказанность обоснованности выбора типа транспорта по его характеристикам грузоподъемности и возможности перевозки крупногабаритного груза и необходимости заявленного количества поездок для перевозки вверенного груза, а также обоснованности в связи с этим размера стоимости оказанных услуг.

С учетом специфики перевозимого груза и условий договора надлежащим исполнением обязательств в данном случае является не перевозка груза как таковая, а перевозка меньшим количеством правильно выбранного по грузоподъемности и с учетом негабаритности груза транспорта. Поскольку согласно условиям договора подбор автотранспорта входит в обязанности общества (перевозчика), то возложение на него негативных последствий отсутствия согласованного сторонами приложения к договору со списком автотранспорта для перевозки груза с учетом наличия негабаритных составляющих, правомерно.

Позиция ВАС РФ

Коллегия судей ВАС РФ, рассматривая данное дело, не нашла оснований для передачи его в Президиум, тем самым согласившись с выводами судов.