1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 790

Минфин озаботился проблемами «маленького человека»

Страховые компании слишком увлечены дележкой рынка обязательного страхования и борьбой за крупных клиентов. Проблемы мелкого частного страхователя остаются нерешенными, отметила заместитель главы Департамента финансовой политики Минфина России Вера Балакирева в своем выступлении на 10-й Международной конференции по страхованию, состоявшейся в Москве 28 июня.

Представитель министерства сообщила, что «Мы стали получать такие жалобы, каких никогда не получали раньше». Она объяснила, что в присылаемых в Минфин обращениях граждане жалуются на невозможность застраховать небольшой деревянный домик в глухой деревне, старый автомобиль и другие неинтересные для страховщиков объекты.

Забота о нуждах частного страхователя, по мнению Минфина, должна быть поставлена во главу угла при разработке новой стратегии развития страхового рынка до 2020 г. Действие старой стратегии заканчивается в текущем году.

«В основу концепции (новой стратегии) должен быть поставлен человек», — сказала В. Балакирева. Об этом тогда же говорил и глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим. По его словам, новая стратегия развития рынка должна основываться на трех главных принципах: защите прав потребителей, встроенности страховой системы в государственную систему соцгарантий и соцзащиты и, наконец, развитии страховой отрасли. Приоритетной задачей при этом А. Кигим тоже назвал защиту прав обычного человека.

О необходимости развивать добровольные виды страхования с упором на защиту прав потребителя Минфин говорит последние десять лет. Тем не менее более быстрыми темпами развиваются обязательные и вмененные виды страхования (прежде всего ОСАГО).

Возможно, это связано с тем, что, как отметил в своем докладе член Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы по защите конкуренции на рынке финансовых услуг глава страхового брокера «РИФАМС» Алексей Лайков, страхование — подчиненная часть экономики, несущая в себе все ее достоинства и недостатки. «Стратегия должна разрабатываться не на основе „хотелок“, а на базе адекватного представления о современной российской экономике», — заметил А. Лайков, добавив, что «при сохранении энергосырьевого сценария развития российской экономики у страхования нет перспектив, особенно в области страхования жизни».

В настоящее время уровень проникновения добровольных видов страхования в России мал по сравнению с развитыми странами. Так, в Германии, по опросам 2011 г., страхованием автокаско пользуется 84% респондентов, в России только 10%. По страхованию имущества эти показатели составили 75 и 8% соответственно, страхованию от несчастного случая — 40 и 3%, страхованию жизни — 34 и 3%.

В Германии средняя премия на душу населения по страхованию жизни составляет 805 долл. США, Чехии — 345, России — 8 долл. По страхованию «нежизни», за счет обязательных его видов, разрыв меньше: 535 долл. в Германии, 398 — в Чехии и 137 долл. — в России, по данным ОАО СК «Альянс».

Это отражает отношение «маленького человека» к рынку страхования: как отметил заместитель председателя СК «Альянс», россияне ориентированы на самые простые финансовые инструменты (вклады) и самые простые страховые продукты (ОСАГО), а горизонт планирования не превышает одного года.

Интересы обычного страхователя и крупного страховщика разные: если «маленькому человеку» нужно застраховать дешевую дачку от летних пожаров, то страховщик ищет низких рисков и «длинных» денег. Каким образом разработчикам новой стратегии удастся гармонизировать подобное противоречие, станет ясно осенью. Задача непростая, в наших условиях практически инновационная.