1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Страховщикам мешают собственные начальники

Компания KPMG провела опрос страховых менеджеров о перспективах рынка и проанализировала данные страхового рынка за I квартал 2012 г. Как и годом ранее, эксперты отметили высокий уровень затрат на ведение бизнеса и низкую рентабельность отечественного страхования. Несмотря на то что российский страховой рынок — один из наиболее быстро растущих в мире, малоэффективный менеджмент не позволяет ему быть высокодоходным. Так считают специалисты KPMG.

По итогам 2011 г. российский рынок страхования вырос на 19%. В первые три месяца 2012 г. он рос еще быстрее (если эта скорость сохранится, то по итогам года рост составит 25%). Сейчас приоритетными задачами владельцев страхового бизнеса являются увеличение собранной премии, повышение рентабельности и снижение расходов на ведение дел. Таковы результаты опроса руководителей крупных страховых компаний, который провели специалисты KPMG. Совокупная рыночная доля компаний, управляемых респондентами, — 53%. Задачи по увеличению сбора премий и повышению рентабельности стоят на первом месте среди для 72% ответивших. Снижать расходы на ведение бизнеса намерены 50%. 44% руководителей компаний планируют создавать новые продукты и оптимизировать каналы продаж.

В настоящее время основную прибыль страховщики выручают от страхования имущества. Около 75% респондентов уверены, что коэффициент убыточности данного вида страхования в текущем году не превысит 50%.

Половина респондентов думает, что компании из топ-10 в текущем году увеличат рыночную долю на 2—5%. Треть считает, что этот показатель превысит 5%. Дальнейшего укрупнения рынка ждут и эксперты KPMG. Если по итогам 2011 г. топ-10 страховых компаний собирали 56,5% всех премий, то по итогам I квартала 2012 г. сборы первой десятки составили уже 62%. Эксперты KPMG уверены, что в среднем бизнес крупнейших страховщиков увеличится за 2012 г. на 16,8%.

Рост премий компаний из второй десятки, по оценкам опрошенных участников рынка, составит 14,4%. Чем мельче страховая компания, тем менее заметным будет рост ее бизнеса. Для средних и мелких компаний в среднем он составит 10,4%.

В целом среднерыночный рост сборов в 2012 г. эксперты KPMG оценили в 15%.

Рост рынка респонденты связывают с ростом экономики и введением новых обязательных видов страхования (78% опрошенных), с увеличением объемов кредитования (67%), с законодательными реформами отрасли (22%). С улучшением страховой культуры населения рост сбора премий связывает 11% участников опроса.

Как отметили участники рынка, рыночные перспективы улучшились и вернули российскому рынку интерес заграничных инвесторов. Интерес к сделкам M&A проявляют и отечественные игроки. По мнению 61% опрошенных топ-менеджеров, допускают продажу одного или нескольких крупных рыночных игроков в 2012—2013 гг. или сделку по слиянию между крупными российскими компаниями. При этом почти 40% респондентов сказали, что стоимость компаний из первой десятки должна рассчитываться со значением более 1,5 годовых премий. 50% респондентов думают, что стоимость компаний из второй и третьей десятки тоже должна рассчитываться исходя из мультипликатора выше единицы.

39% ответивших ожидают прихода на российский рынок новых крупных иностранных инвесторов. Наконец, 11% заявили, что в ближайшие два года один или несколько крупных страховщиков уйдут с рынка, лишившись лицензии.

Это исследование KPMG любопытно тем, что оно стало новым свидетельством наметившейся тенденции в объяснении проблем рынка. До недавнего времени эффективно работал миф о том, что все российские граждане поголовно финансово недоразвиты, ленивы настолько, что не пытаются даже оценить все те блага, которые им предлагают поставщики финансовых услуг, и так далее в полном соответствии с глобальным трендом про убогость народонаселения во всем, отчего и выбирать никого этому народонаселению позволять нельзя, и финансовые услуги можно только навязывать в приказном порядке для их же блага, как навязываются обязательные виды страхования. И вот мы видим признание очевидного — страховые начальники, оказывается, работать не умеют и дело тормозят.