СРОчное дело

| статьи | печать

Поправки в Федеральный закон № 119 «Об аудиторской деятельности», которые сегодня находятся на рассмотрении в Госдуме, практически не повлияют на стоимость аудиторских услуг, считает президент Аудиторской палаты России Борис Соколов. Скорее всего небольшие фирмы, вступив в СРО, только выиграют.

Речь прежде всего идет о замене лицензирования обязательным членством в СРО и передаче им некоторых функций контроля за аудиторскими компаниями. В частности, контроля качества их работы, ведения реестра, аттестации, повышения квалификации аудиторов и создания единых профессиональных стандартов. Все это по замыслу правительства должно привести к улучшению качества аудиторских услуг, а также к вытеснению с рынка «черных» и «серых» схем.

«Обязательное членство компаний в саморегулируемых организациях — это вполне закономерный шаг законодателей по передаче части государственных регулирующих функций профессиональным объединениям, — заявил президент АПР на брифинге в минувший вторник. — Сейчас эти полномочия переходят 6 аккредитованным при Минфине организациям, представляющим интересы нескольких тысяч аудиторов. Мы надеемся, что после вступления в члены СРО фирм «большой четверки» позиции этих профессиональных союзов и ассоциаций усилятся. Это касается как выработки методических стандартов, приближенных к МСФО, так и укрупнения существующих организаций». Информацию подтвердил представитель Минфина, руководитель Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина РФ Леонид Шнейдман, сообщивший, что передача полномочий начнется сразу после вступления в силу законодательных поправок.

Предполагается, что СРО будут выполнять роль инструментов, фактически страхующих профессиональную ответственность аудиторов (напомним, что сейчас действует страхование аудиторской ответственности), но в Законе ответственность СРО за деятельность их членов пока прописана недостаточно ясно. Поэтому, считает Борис Соколов, СРО, возможно, придется создавать какие-то специальные фонды и в 1,5—2 раза повышать членские взносы. Если учитывать, что их размер зависит от выручки конкретной компании, то разброс может быть достаточно значительным: от 1до 40 тыс. руб. в квартал. Это вполне по силам даже самой небольшой фирме со штатом 5—6 аудиторов, а значит, обязательное членство в СРО практически не повлияет на цены рынка.

Отношение самих аудиторов к нововведениям не так однозначно. С одной стороны, не понятно, как быть с 30-й статьей Конституции, напрямую гарантирующей свободу деятельности общественных объединений (которыми, по сути, и должны являться СРО) и запрещающей принуждать кого-либо к вступлению в подобные объединения. С другой — некоторые специалисты предрекают монополизацию рынка и, как следствие, рост цен на аудиторские услуги. «Некоторый рост цен, конечно, произойдет, но нужно акцентировать внимание на том, что изменится сама ценность аудиторской деятельности, — считает управляющий партнер представительства компании KPMG в России Роджер Маннингс. — Вырастут тарифы маленьких компаний— значит, улучшится качество их аудиторских услуг. Для тех, кто не сможет перешагнуть новую качественную планку, остается еще огромное поле консалтинговых услуг».

В Минфине настроены более оптимистично. По словам Леонида Шнейдмана, при подготовке законопроекта Минфин предусмотрел такую модель деятельности саморегулируемых организаций, которая не должна привести к росту цен на услуги аудита.

Одним из таких условий как раз является требование к их численности. Поэтому в правительстве считают, что необходимо всего 3—4 сильных и многочисленных СРО, которые объединили бы всех российских аудиторов. Рост цен на аудиторские услуги, полагают в Минфине, будет больше связан с общерыночной тенденцией, появлением новых видов аудиторских услуг, переходом рынка на более качественный уровень развития.