1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1786

Сети уходят в Интернет

Примерно треть руководителей розничных организаций собирается увеличить объемы продаж в I квартале 2012 г. Таковы результаты исследования конъюнктуры в розничной торговле, проведенного Росстатом. По прогнозу аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, крупнейшие ретейлеры, из которых сегодня только единицы имеют собственные интернет-магазины, в ближайшие годы будут активнее развивать онлайн-торговлю. По подсчетам аналитиков, продажи через Всемирную паутину будут увеличиваться на 30—40% в год.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе — ноябре 2011 г. увеличился на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 1,693 трлн руб. В ноябре прирост оборота замедлился до 8,6% в годовом выражении с 9% в октябре.

Что касается структуры рынка, в ноябре оборот розничной торговли на 88,2% формировался организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок составила 11,8%. Годом ранее эти показатели равнялись 87,1 и 12,9% соответственно. При этом розничные торговые сети формировали в среднем по РФ 17,7% общего объема оборота розничной торговли против 17,2% годом ранее.

Как показал опрос статистического ведомства, более половины руководителей розничных компаний в РФ считают, что в I квартале 2012 г. экономическая ситуация в сфере ретейла не изменится. При этом примерно треть опрошенных организаций собирается в январе — марте наступившего года увеличить оборот розничной торговли, четверть — объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент продаваемых товаров. «Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины — дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки», — отмечается в докладе Росстата.

По данным официальной статистики, в IV квартале 2011 г. средний уровень торговой наценки, как и годом ранее, составил 27%.

В качестве основных факторов, ограничивавших деятельность розничных компаний в последнем квартале прошлого года, респонденты назвали высокий уровень налогов (63% общего числа опрошенных предпринимателей), высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (62%), недостаточный платежеспособный спрос населения (51%), недостаток финансовых средств (36%), высокую арендную плату (28%).

Доверие россиян к Интернету растет

По прогнозу старшего менеджера аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Вардана Гаспаряна (озвучен на пресс-брифинге 30 ноября), крупнейшие ретейлеры, из которых сегодня только единицы имеют собственные интернет-магазины, в ближайшие годы будут активнее развивать онлайн-торговлю.

Российские покупатели в последние годы все больше следуют общемировым трендам. Согласно проведенному в 2011 г. PwC исследованию, почти 92% респондентов хотя бы раз совершали покупки через Интернет. При этом почти 70% из них совершают онлайн-покупки как минимум раз в один — три месяца. В связи с этим развитие интернет-торговли становится для традиционных ретейлеров необходимым дополнением к традиционным каналам.

В целом традиционные сети пока плохо представлены в секторе интернет-торговли. Ситуация в России коренным образом отличается от мировой практики, что скорее всего объясняется тем, что российский организованный ретейл довольно молод. Основные мировые лидеры уже давно торгуют через Интернет и входят в рейтинги крупнейших компаний по обороту онлайн-торговли, считает представитель PwC.

Из проведенного компанией исследования следует, что все большее распространение в интернет-торговле получают мультиканальные продажи: шопинг онлайн и офлайн сливаются для потребителей в единый процесс. Покупатель может выбрать товар в магазине (онлайн или непосредственно в самом магазине), проверить его цену и качество, после чего совершить покупку, забрав товар самовывозом или организовав доставку на дом.

Как заявил в ходе форума Online Retail Russia 2011 президент ОАО «Компания „М.видео“» Александр Тынкован, к 2015 г. понятия онлайн и традиционного ретейла смешаются.

«Действительно, к 2015 г. вся российская розница станет гибридной, — согласился генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Именно такой формат ретейла даст потребителю оптимальный компромисс сочетания достоинств работы розничных сетей и удобства поиска и сопоставления товаров в Интернете. Буквально в течение ближайших двух лет все ретейлеры, входящие в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100, обязательно обзаведутся онлайн-витриной. Через Интернет потребитель не обязательно будет совершать покупку, но так ему существенно легче будет найти товар с учетом важных для него характеристик».

Без традиционных магазинов не обойтись

Специалисты уверены: в ближайшем будущем онлайн-торговля будет не вытеснять, а дополнять современный сетевой ретейл, а наличие удобной онлайн-витрины начнет благотворно влиять на рост объема продаж сегодняшних крупнейших сетей. Менталитет отечественного покупателя таков, что ему важно товар потрогать, попробовать и лишь после этого приобрести. В электронном виде удобно для посетителей устроены поиск нужного товара, сравнение продуктов разных производителей, учет отзывов других потребителей, поясняли в INFOLine.

Эксперты прогнозируют и встречный процесс — сегодняшние онлайн-ретейлеры уже обзаводятся качественными материальными активами, создают современные логистические комплексы, открывают аутпосты, которые, как, например, в случае «Enter Связной» по сути представляют собой шоу-румы.

В целом, если ранее специалисты рынка обсуждали, когда интернет-торговля вытеснит современную сетевую розницу, сопоставляя эти «два лагеря», то сегодня эксперты приходят к выводу, что вместо предполагавшейся борьбы рынок ожидает новый, более совершенный гибридный формат, сочетающий в себе преимущества реальной и онлайн-торговли.

По словам В. Гаспаряна, потенциал мультиканальных продаж огромен: «Это один из самых больших вызовов для ретейлеров. Но на российском рынке находятся те, кто уже начинает себя так позиционировать. Примеры есть — магазины show-room. Покупатель не совершает в них покупку, он резервирует товар и потом доставкой получает его. Также аналогом является торговля по каталогам».

Представитель PwC отметил, что переход ретейлеров на мультиканальные продажи важен для того, чтобы не потерять своего потребителя: «Одной из ошибок может стать то, что ретейлер будет предполагать, что в онлайн-канале продаж потребитель будет покупать больше. Но это не совсем так: на самом деле они будут просто покупать по-другому, будут переходить из магазина на сайт, имея возможность сравнивать ассортимент».

По мнению В. Гаспаряна, развитию онлайн-продаж мешает слабое развитие логистических сетей у ретейлеров, особенно в регионах. Структура логистики в регионах такова, что все еще преобладает доставка железнодорожным транспортом. Это означает, что потребитель раньше чем через семь дней, не получит свой товар. «Конечно, для определенных онлайн-ретейлеров это не так, но они вынуждены сами заботиться о методах доставки. И ретейлеры, которые будут инвестировать в развитие собственной логистики в ближайшие годы, через несколько лет окажутся в лидерах», — спрогнозировал В. Гаспарян.

По данным PwC, российский рынок онлайн-торговли активно развивается, набирая обороты с каждым годом. В 2010 г. объем российского рынка интернет-ретейла достиг 240 млрд руб. и в ближайшие пять лет вырастет еще как минимум в 2,5 раза. В 2011 г., по прогнозам, рынок увеличится на 30—40% и по темпам роста намного опередит традиционный ретейл, который возрастет только на 5—7%.

Несмотря на столь впечатляющий рост, пока онлайн-сегмент занимает в общем обороте розничной торговли России всего 1,6%. Это немного по сравнению с рядом других европейских стран, например Великобританией, где онлайн-торговля составляет 10% общего оборота розницы, Германией (8%) или США (6,5%). В то же время в некоторых европейских странах интернет-торговля развита не так сильно и ее доля в обороте сопоставима с российскими показателями (например, в Италии — 1,2%, Испании — 1,3%).

Все больше СТМ

В ближайшей перспективе объемы продаж товаров под собственными торговыми марками (СТМ) ретейлеров на российском рынке возрастут на 50—70%. К такому выводу пришли в Федеральном закупочном союзе ЗАО «Система „Т3С“». По мнению экспертов союза, столь высокие темпы роста связаны с нестабильной экономической ситуацией, заставляющей покупателей экономить на брендах, а ретейлеров работать с товарами СТМ для получения дополнительной маржи. Кроме того, восходящему тренду способствует открытие новых производственных мощностей.

Конкуренция между розничными сетями в аспекте ценовой политики становится более напряженной. Все больше игроков на рынке обращает внимание на работу с товарами под собственными торговыми марками. По оценкам специалистов, отсутствие маркетинговых бюджетов и готовая система дистрибуции снижают себестоимость товаров на 25—30%.

Динамика оборота розничной торговли в январе — декабре 2010 г. и январе — ноябре 2011 г., млрд руб.

Январь 2010 г.

1193,6

Февраль 2010 г.

1163,9

Март 2010 г.

1268,2

Апрель 2010 г.

1280,3

Май 2010 г.

1317,6

Июнь 2010 г.

1336,6

Июль 2010 г.

1380,8

Август 2010 г.

1414,6

Сентябрь 2010 г.

1408,4

Октябрь 2010 г.

1462,6

Ноябрь 2010 г.

1470,9

Декабрь 2010 г.

1771,1

Январь 2011 г.

1362,1

Февраль 2011 г.

1356,0

Март 2011 г.

1464,7

Апрель 2011 г.

1490,6

Май 2011 г.

1532,4

Июнь 2011 г.

1552,8

Июль 2011 г.

1594,2

Август 2011 г.

1648,2

Сентябрь 2011 г.

1641,2

Октябрь 2011 г.

1697,4

Ноябрь 2011 г.

1692,9

Источник: Росстат