Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ (с комментарием)

| статьи | печать

Федеральный закон от 03.12.2011 № 379­ФЗ (далее — Закон № 379­ФЗ) внес существенные изменения в законодательство о страховых взносах. С одной стороны, новшества приятные — снижены тарифы страховых взносов, с другой — не очень, поскольку введены новые штрафы и правила их начисления.

Начнем с изменений, внесенных в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167­­ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167­ФЗ). Рассмотрим наиболее значимые поправки.

Помимо действующей разбивки тарифа страховых взносов на накопительную и страховую части вводится разделение тарифа на солидарную и индивидуальную части (табл. 1 и 2).

Под солидарной понимается часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии и других выплат, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии. Под индивидуальной — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть данного счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии.

Обратите внимание: с выплат в пользу лиц 1967 года рождения и моложе взносы, уплачиваемые на финансирование накопительной части пенсии, зачисляют только на индивидуальную часть тарифа.

К числу застрахованных по обязательному пенсионному страхованию отнесены новые категории граждан (п. 1 ст. 7 Закона № 167­ФЗ):

— временно пребывающие иностранцы (кроме высококвалифицированных специалистов), если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев;

— работающие по трудовому договору руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

— лица, работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В отношении иностранцев установлены специальные правила для уплаты взносов по пенсионному тарифу. Закон № 167­ФЗ дополнен новой ст. 22.1, в которой предусмотрено, что взносы за постоянно проживающих иностранцев уплачивают на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в зависимости от их года рождения. То есть по правилам, аналогичным тем, которые установлены для граждан Российской Федерации. Взносы за временно проживающих или временно пребывающих иностранцев независимо от года их рождения разбивать не надо, поскольку вся сумма по установленному тарифу должна быть зачислена на страховую часть трудовой пенсии.

Законом № 379­ФЗ введены новые категории страхователей, которые вправе применять пониженные тарифы, а также снижен существующий размер взносов для тех, кто не относится к льготникам. Вместе с тем увеличена нагрузка на страхователей в отношении взносов в Пенсионный фонд по выплатам, превышающим предельную базу для их начисления.

Напомним также, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 313­ФЗ с 1 января 2012 г. из Федерального закона от 24.07.2009 № 212­ФЗ (далее — Закон № 212­ФЗ) исключено упоминание о территориальных фондах обязательного медицинского страхования. Взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в ТФОМС, перераспределены и будут вноситься в бюджет ФФОМС.

Остановимся на тарифах страховых взносов, которые будут действовать со следующего года, и условиях их применения.

Для страхователей, которые не имеют права на пониженный тариф, то есть не относятся к льготникам, введено такое новшество: с выплат, превышающих предельный размер базы, в ПФР нужно будет уплачивать 10%. Предельная база на 2012 г. утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 и составляет 512 000 руб. Причем указанные 10% зачисляются на солидарную часть тарифа. А, как мы уже сказали, солидарная часть тарифа не участвует в формировании расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, то есть не формирует накопительную часть пенсии.

На переходный период 2012—2013 гг. для всех страхователей, кроме льготных категорий, устанавливаются тарифы страховых взносов, приведенные в табл. 1 (ст. 33.1 Закона № 167­ФЗ и ст. 58.2 Закона № 212­ФЗ).

С 2014 г. после окончания переходного периода предполагается возвращение тарифа в Пенсионный фонд в размере 26% (п. 2.1 ст. 22 Закона № 167­ФЗ и ст. 12 Закона № 212­ФЗ). Ставки в другие внебюджетные фонды останутся такими же, как указано в табл. 1: в ФСС России — 2,9%, ФФОМС — 5,1%.

На данный момент работодатели перечисляют пенсионные взносы на накопительную и страховую части трудовой пенсии разными платежками. С введением дополнительной разбивки тарифа на солидарную и индивидуальные части возникает вопрос: данные платежи также нужно будет уплачивать на разные счета? Ответа пока нет.

К льготным категориям плательщиков, имеющих право на пониженный тариф, с 2012 г. причислены (подп. 10—13 п. 4 ст. 33 Закона № 167­ФЗ и п. 10—13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­ФЗ):

— аптечные организации на ЕНВД, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61­ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также индивидуальные предприниматели на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;

— некоммерческие организации на УСН (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);

— благотворительные организации на УСН;

— организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико­внедренческой деятельности (к инжиниринговым относятся инженерно­консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико­экономических обоснований, проектно­конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Расширен перечень льготируемых видов деятельности для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. К ним отнесены (подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167­ФЗ и п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­ФЗ):

— розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;

— производство гнутых стальных профилей;

— производство стальной проволоки;

— транспорт и связь (вместо вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности).

Кроме того, пониженный тариф распространится на страхователей, работающих в туристско­рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер.

До изменений такая поблажка предусматривалась только для тех, кто осуществлял деятельность в технико­внедренческой или промышленно­производственной особой экономической зоне (подп. 5 п. 4 ст. 33 Закона № 167­ФЗ). Заметим, что аналогичные изменения в п. 5 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­ФЗ внесены не были. Таким образом, льгота для указанных страхователей распространяется только на пенсионный тариф, а в ФСС России и ФФОМС они будут уплачивать взносы по общей ставке.

Для каждой из названных категорий на 2012 г. предусмотрены свои тарифы взносов (табл. 2). Но применять их можно будет только при соблюдении определенных условий (ст. 57 и 58 Закона № 212­ФЗ и ст. 33 Закона № 167­ФЗ).

Тарифы для льготных категорий, существовавших и ранее, не изменились. Но законодатель ввел для них разбивку взноса, уплачиваемого в ПФР, на солидарную и индивидуальную части.

В Законе № 212­ФЗ в новой редакции изложена ч. 1 ст. 7, в которой содержится понятие объекта по страховым взносам. Уточнено, что в объект входят выплаты по авторским договорам об отчуждении исключительного права на произведения и лицензионным договорам, производимые только в пользу авторов. Кроме того, ранее из нормы можно было сделать вывод, что выплаты в пользу индивидуальных предпринимателей по указанным договорам взносами облагаются. Теперь эта двусмысленность устранена.

В части 4 ст. 8 Закона № 212­ФЗ появилось уточнение, позволяющее облагать пенсионными взносами по регрессивной шкале выплаты, превышающие предельный размер базы (512 000 руб.).

В норму, освобождающую от взносов выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев, введено исключение, согласно которому такое освобождение возможно, только если законами о конкретных видах обязательного социального страхования не закреплено иное (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212­ФЗ). Исходя из уже упомянутых поправок в п. 1 ст. 7 Закона № 167­ФЗ взносы на ОПС в пользу таких граждан начислять нужно. Что касается взносов в ФСС России и ФФОМС, как и прежде, уплачивать их с выплат в пользу данной категории иностранцев не нужно. К числу застрахованных по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством данная категория иностранцев не отнесена.

Отметим, что список застрахованных лиц, установленный в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255­ФЗ, все же претерпел изменения. В него включили (аналогично поправкам в п. 1 ст. 7 Закона № 167­ФЗ) работающих по трудовым договорам руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членов организаций, собственников их имущества. Тем самым законодатели окончательно исключили возможность споров относительно права директора, являющегося одновременно единственным учредителем, на больничные и декретные выплаты. Аналогичные изменения внесены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326­ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Законодатели изменили порядок вручения:

— решения о взыскании недоимки по взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке (ч. 6 ст. 19 Закона № 212­ФЗ);

— требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 7 ст. 22 Закона № 212­ФЗ);

— требования о представлении документов (ч. 1 ст. 37 Закона № 212­ФЗ);

— акта проверки (ч. 4 ст. 38 Закона № 212­ФЗ);

— решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч. 13 ст. 39 Закона № 212­ФЗ).

Сроки остались теми же. Изменилось вот что. Согласно прежней редакции Закона № 212­ФЗ почти все указанные выше документы органы контроля должны были вручать под расписку или передавать иным способом, свидетельствовавшим о дате их получения. Если это не представлялось возможным, документ могли отправить почтой.

Отметим, что такой порядок зафиксирован и в некоторых нормах Налогового кодекса, например в п. 3 ст. 46. Но данная формулировка не вполне удачна, поскольку предполагает, что решение, требование или акт можно отправить почтой, только если их нельзя вручить под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения. То есть в случае спора с плательщиком нужно доказать, что отправление документа почтой было обусловлено отсутствием возможности передать его лично.

Законодатели решили избавить фонды от такой головной боли и изложили положения Закона № 212­ФЗ в новой редакции: соответствующий документ может быть передан руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его представителю) лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Как видим, упоминание о невозможности вручения исключено. Органам контроля предоставлено право выбирать, каким образом направлять плательщикам документы.

Рассмотрим изменения, связанные с размерами и порядком исчисления санкций за нарушения по страховым взносам. Поправкам подверглась ст. 27 «Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это» Закона № 167­ФЗ. Напомним, что п. 1 указанной нормы предусматривает санкции за нарушение страхователями срока регистрации в ПФР, а п. 3 — ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда.

Пункт первый остался нетронутым, а вот в новой редакции п. 3 обозначенного состава правонарушения больше нет. В этом пункте зафиксировано, что штрафы, предусмотренные названной статьей (за нарушение срока регистрации), будут взиматься по правилам, установленным Законом № 212­ФЗ. Что означают поправки? Унификацию применения ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Корректировке подверглась ст. 46 «Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам» Закона № 212­ФЗ. Законодатели исключили положение о расчете санкций в зависимости от периода просрочки. Теперь задержка с представлением расчета на любой срок будет наказываться штрафом в «размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.».

Проанализируем данное новшество. Во­первых, минимальный порог штрафа в 1000 руб. был установлен за просрочку свыше 181 дня. Если отчет сдавали в пределах полугода после установленной даты, минималка равнялась 100 руб. Во­вторых, настораживает замена в исчислении штрафа не от «суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета», а от суммы, «начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода». Посмотрим, к чему это приведет, на примере расчета РСВ­1 (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н).

В строке 114 РСВ­1 отражают сумму, начисленную за квартал, в строке 144 — сколько уплачено за этот период, а в строке 150 «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода» — разницу между уплаченными суммами и суммами, подлежащими доплате. Именно исходя из показателя этой строки, то есть из фактически неуплаченной суммы взносов, подлежащей уплате на основании расчета, и нужно было рассчитывать штраф, если следовать буквальному толкованию положений ст. 46. Такого мнения придерживаются и суды, вставая на сторону плательщиков, когда контролеры рассчитывают санкции от всей суммы начисленных взносов за квартал, то есть по строке 114 РСВ­1 (постановление ФАС Восточно­Сибирского округа от 10.10.2011 № А78­1626/2011).

Вместе с тем чиновники из ПФР на местах действуют не по собственной воле, а согласно Методическим рекомендациям ПФР о привлечении к ответственности (утверждены распоряжением Правления ПФ РФ от 05.05.2010 № 120р). В них сказано, что штраф рассчитывается от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период, то есть зафиксирован именно тот порядок, который вводит новая редакции ст. 46 Закона № 212­ФЗ. Жаль. Ведь арбитражная практика по применению ст. 46 начала складываться в пользу плательщиков.

Суды отмечали, что Методические рекомендации не являются нормативным документом, так же как и распоряжение, которым они утверждены, а следовательно, не могут обладать приоритетной силой при применении норм права. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Западно­Сибирского округа от 04.10.2011 № А27­3150/2011.

Еще несколько неприятных известий. Появилось два новых состава правонарушений.

Первый — несоблюдение порядка представления расчета (ч. 2 ст. 46 Закона № 212­ФЗ). Штраф — 200 руб. Накажут тех, кто, например, вместо электронного расчета сдаст бумажный.

Второй — нарушение плательщиком установленного срока предоставления в орган контроля информации об открытии или о закрытии банковского счета (ст. 46.1 Закона № 212­ФЗ). Штраф — 5000 руб.

Ранее за это предусматривалась только административная ответственность для должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ). С 50 до 200 руб. увеличен штраф за отказ или непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212­ФЗ).

Нельзя сказать, что изменения, внесенные Законом № 379­ФЗ, носят негативный характер. Напротив. Но картину портит введение регрессивного тарифа в Пенсионный фонд РФ. При этом на фоне снижения общей ставки усиление ответственности практически незаметно.

Тарифы страховых взносов на 2012—2013 гг. для всех страхователей, кроме льготников (таблица 1)

ПФР

ФСС России

ФФОМС

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирова­ние накопитель­ной части трудовой пенсии

для лиц 1966 года

рождения и старше

для лиц 1967 года рождения

и моложе

для лиц 1967 года рождения и моложе

В пределах установленной базы для начисления взносов (512 000 руб.)

22%

(6% — солидарная часть тарифа;

16% — индивидуальная часть тарифа)

16%

(6% — солидарная часть тарифа;

10% — индивидуальная часть
тарифа)

6% (индивидуальная

часть тарифа)

2,9%

5,1%

Свыше установленной предельной величины базы для начисления взносов (свыше 512 000 руб.)

10 % (солидарная часть тарифа)

Тариф страховых взносов на 2012 г. для новых льготных категорий страхователей (таблица 2)

Категория страхователей

ПФР

ФСС России

ФФОМС

На финансирование страховой части
трудовой пенсии

На финансирова­ние накопитель­ной части трудовой пенсии

для лиц 1966 года рождения и старше

для лиц 1967 года рождения и моложе

для лиц 1967 года рождения

и моложе

Организации на УСН, осуществляющие определенные виды деятельности (подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167‑ФЗ и п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­­ФЗ)
Аптечные организации и ИП на УСН (подп. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167­­ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­­ФЗ)
Некоммерческие организации на УСН (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющие определенную деятельность (подп. 11 п. 4 ст. 33 Закона № 167‑ФЗ и п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­­ФЗ)
Благотворительные организации на УСН (подп. 12 п. 4 ст. 33 Закона № 167­­ФЗ и п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­­ФЗ)

20%

(4% — солидарная часть тарифа;

16% — индиви­дуальная часть

тарифа)

14%

(4% — солидарная часть тарифа;

10% — индивидуальная часть тарифа)

6% (индиви­дуальная часть тарифа)

0%

0%

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги (подп. 13 п. 4 ст. 33 Закона № 167­­ФЗ и п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212­­ФЗ)

22%

(6% — солидарная часть тарифа;

16% — индивидуальная часть тарифа)

16%

(6% — солидарная часть тарифа;

10% — индивидуальная часть тарифа)

6%

(индивидуальная часть тарифа)

2,9%

5,1%

Страхователи, осуществляющие деятельность в туристско­рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер (подп. 5 п. 4 ст. 33 Закона № 167­­ФЗ)

8%

(индивидуальная часть тарифа)

2%

(индивидуальная часть тарифа)

6%

(индивидуальная часть тарифа)

2,9%

5,1%