1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3686

Юлиана Алексенцева: «Процедура квотирования иностранных работников должна стать более прозрачной»

С января по апрель 2012 г. работодателям, планирующим принять на работу иностранных граждан, традиционно предстоит участвовать в ежегодной заявочной кампании — квотировании. Однако на этот раз для удобства подачи работодателем заявки на привлечение иностранных работников предлагается воспользоваться электронным помощником — автоматизированным информационным комплексом «Миграционные квоты». О перспективах развития миграционного законодательства рассказывает главный специалист отдела трудовой миграции НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Юлиана Алексенцева.

«ЭЖ»: Какие значимые изменения в миграционном законодательстве вы можете отметить, подводя итог уходящему году?

Ю.А.: К приятным изменениям для работодателей, принимающих на работу экспатов — высококвалифицированных специалистов, можно отнести тот факт, что с августа 2011 г.1 такие специалисты освобождены от необходимости вставать на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. Кроме того, указанные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания), в случае передвижения по территории России, например при направлении в командировку в другой регион на срок, не превышающий 30 дней, не обязаны вставать на учет по новому месту пребывания. Летом вступило в силу Соглашение «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и их семей»2, которое способствует усилению социальной защиты трудовых мигрантов стран — участниц Соглашения — Белоруссии, Казахстана и России и упрощает процедуру их оформления на работу. Мигранты практически приравниваются к гражданам РФ. Также на протяжении всего 2011 г. активно разрабатывалась, обсуждалась и дорабатывается сейчас Концепция миграционной политики. Свои идеи предлагают миграционная служба и Министерство здравоохранения. Каждое ведомство озвучивает интересные идеи.

«ЭЖ»: Расскажите, пожалуйста, о перспективах, которые ожидают работодателей в следующем году.

Ю.А.: Стоит отметить недавно принятый Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Согласно закону у работодателей с 1 января 2012 г. появится обязанность выплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Платить предстоит за каждого трудового мигранта, с которым трудовой договор заключен на срок не менее шести месяцев, в полном объеме, как за гражданина РФ — 22%. Впоследствии получение трудовым мигрантом заработанной в России пенсии будет зависеть от места его проживания. Если по достижении пенсионного возраста у него появится постоянное место жительства в России, то получать российскую трудовую пенсию он будет здесь. Мигрант, который вернется на родину, получит пенсию согласно международным договорам, позволяющим учитывать пенсионные права работника по месту жительства. Высококвалифицированных мигрантов пенсионное страхование не коснется. Полагаю, это увеличит нагрузку на фонд заработной платы, хотя предлагается на 2012—2013 гг. для большинства плательщиков снизить общий тариф взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%. Размеры взносов будут такие: в ПФР — 22%, ФСС России — 2,9, ФОМС — 5,1%. А тариф страховых взносов с сумм, превышающих 512 000 руб., в соответствии с законом составит 10%. Возможно, в дальнейшем работодателям придется делать отчисления за иностранных работников и в фонды социального и обязательного медицинского страхования. Поправки, предусматривающие уплату взносов за трудовых мигрантов в ФСС России и ФОМС, рассмотрит уже новый состав Госдумы. Предполагается, что это защитит интересы российских граждан. Ведь не секрет, что сегодня дешевле нанять иностранного гражданина, за которого взносы не выплачиваются. Работодателям традиционно предстоит участвовать в заявочной кампании на квоту на 2013 г. и корректировку квоты 2012 г. На 2012 г. квоты уже установлены. Сроки проведения кампании — с января по май 2012 г.

«ЭЖ»: Что можно сказать о квоте на выдачу разрешений, установленной на 2012 г.?

Ю.А.: В будущем году ситуация с квотой на выдачу разрешений на работу не будет существенно отличаться от той, которая складывалась в текущем году. На 2012 г. установлена квота в размере 1,7 млн разрешений на работу3. Большую часть иностранных работников из безвизовых стран составят граждане Узбекистана, Украины и Таджикистана. Что касается визовых стран, здесь ситуация тоже не изменится: в основном будут привлекаться граждане Китая и Турции.

В целом квотирование как инструмент мониторинга хорошо себя зарекомендовало. Нет смысла в его отмене, однако дорабатывать необходимо. Тем более что нередко решение, обещающее либерализацию, оборачивается ужесточением контроля. А с квотированием все достаточно четко. С каждым годом выделяются новые категории мигрантов, им предлагаются различные варианты пребывания. Кроме того, во всех регионах применяется автоматизированная информационная система «Миграционные квоты».

«ЭЖ»: Чем полезна эта программа работодателям?

Ю.А.: Автоматизированный информационный комплекс «Миграционные квоты» — отличный помощник при оформлении заявки на квоты, причем бесплатный и доступный для пользователей. Программой могут воспользоваться работодатели предприятий всех форм собственности. Для этого необходимо зайти на интернет-сайт4 и зарегистрировать свою организацию, создать личный электронный кабинет. Все данные защищены. В собственном электронном кабинете работодатели смогут заполнить заявку. В систему встроены все необходимые классификаторы, позволяющие работодателю легко и без ошибок выбрать профессию или страну, не думая о поиске соответствующих кодов, — они вводятся программой автоматически. Через Интернет можно отправить заявку в уполномоченный орган. Кроме того, с помощью сайта можно следить за тем, как рассматривается заявка и какое решение принято по заявке каждого конкретного работодателя. У системы три уровня пользователей — работодатели, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представители Минздравсоцразвития России. При необходимости доступ в систему могут иметь и другие заинтересованные органы власти: Роструд, ФМС, Минэкономразвития, Минрегион и МИД России). Работодатели могут подать заявку не выходя из офиса, а при отсутствии доступа в Интернет — прийти в уполномоченный орган (там оборудованы рабочие места для подачи заявки в режиме онлайн).

«ЭЖ»: Институт квотирования оправдывает себя. Означает ли это, что его не стоит менять, модернизировать?

Ю.А.: Думаю, уместно говорить о совершенствовании квотирования. Процедура квотирования и оформления разрешительных документов должна стать более прозрачной. Недостаточно четкая регламентация отдельных процедур и критериев, к сожалению, приводит к злоупотреблениям со стороны должностных лиц, уполномоченных принимать решения. Самой главной проблемой действующего законодательства является отсутствие увязки участия в квоте с выдаваемыми разрешениями. Над ней необходимо работать. Кроме того, у нас не ограничен доступ на рынок труда для неквалифицированных работников из безвизовых стран, а это создает ряд проблем. Наиболее острые из них — нелегальная миграция и принудительный труд. Но только изменениями процедуры квотирования в этом случае обойтись не удастся. Надо больше привлекать квалифицированных работников. А для этого необходимы соответствующие условия труда и проживания. Так что проблемы не только в порядке квотирования.

«ЭЖ»: Остается задать вам как эксперту вечный вопрос: что делать?

Ю.А.: Полагаю, необходимо сместить приоритеты российской миграционной политики в сторону содействия постоянной миграции, которая будет полезна и в демографическом, и в экономическом плане. Вместе с тем надо пересмотреть систему управления миграционными потоками. Ведь сегодня миграционная политика является объектом регулирования самых разных ведомств: ФМС, Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минрегиона, ФСБ России, которые зачастую не способны прийти к единому мнению. Целесообразно устранить излишние административные барьеры и условия для коррупции в сфере миграции. В то же время следует усилить ответственность работодателей за нарушение трудовых прав иностранных работников, в частности за уклонение от заключения трудового договора. Реформы миграционного законодательства должны сопровождаться миграционными амнистиями. Не исключено, что некоторые из этих вопросов будут решены с принятием Концепции миграционной политики. Об этом мы узнаем в новом году.

1 Постановление Правительства РФ от 04.08.2011 № 654 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 11.07.2011 № 186-ФЗ «О ратификации соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» введен в действие с 26 июля 2011 г.

3 Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год».

4 Сайт www.migrakvota.gov.ru.