Дуализм судебной пошлины

| статьи | печать

Государственная пошлина уплачивается при подаче исковых заявлений как в суды общей юрисдикции, к мировым судьям (подп. 1 п. 1 ст. 333.20 НК РФ), так и в арбитражные суды (подп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

С 01.01.2005 на основании п. 10 ст. 13 НК РФ госпошлина приравнена к федеральным налогам и сборам, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Одновременно она входит в состав судебных расходов (ст. 101 АПК РФ и ст. 88 ГПК РФ), которые в налоговом учете относятся к внереализационным (подп. 10 п. 1ст. 265 НК РФ).

Если затраты могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет (п. 4 ст. 252 НК РФ). Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ. Признание в налоговом учете расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей осуществляется по дате начисления налогов (сборов) (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Сумму судебной пошлины целесообразно начислять одновременно с ее уплатой, тогда датой совершения расходов в виде госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления, можно считать дату ее уплаты.

Судя по Письму от 18.01.2005 (ответ на частный запрос налогоплательщика), Минфин РФ склонен относить судебную госпошлину для целей налогообложения прибыли к внереализационным расходам. При этом, соблюдая принцип зеркальности, финансисты предлагают сумму возвращенной пошлины включать в состав внереализационных доходов. В частности, в Письме упоминается ситуация, когда на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом уплаченная госпошлина частично или полностью подлежит возврату подателю иска. Таким образом, если придерживаться позиции Минфина, то, куда девать возвращенную сумму судебной пошлины в налоговом учете, понятно. Дело за малым выяснить, кто ее будет возвращать.

В начале 2005 г. выяснилось, что положения НК РФ не стыкуются с Законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год». В результате из различных регионов стала поступать информация о «замораживании» возврата государственной пошлины по заявлениям плательщиков, поданным в налоговые органы.

В 2004 г. в соответствии с ныне утратившим силу Законом РФ «О государственной пошлине» действовала Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.96 № 42 «По применению Закона РФ «О государственной пошлине». Согласно п. 16 Инструкции возврат госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, КС и ВАС РФ, производится органами федерального казначейства, а где они отсутствуют — налоговыми органами. В Письме МНС России от 23.09.2004 № 04-4-09/1211, разъясняющем отдельные положения Инструкции № 42, отмечается, что возврат из бюджета излишне уплаченных сумм госпошлины производится в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Таким образом, Инструкция № 42 до 2005 г. регулировала возврат пошлины плательщику в порядке, практически аналогичном положениям главы 25.3 НК РФ «Государственная пошлина», введенной в действие с 01.01.2005. Однако в 2005 г. в связи с отменой Закона РФ «О государственной пошлине» статус Инструкции стал неопределенным. В правовых базах к этому документу фигурирует примечание о том, что она «фактически утратила силу».

Кроме того, в Приложении 1 к Закону от 23.12.2004№ 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» администратором, в части государственной пошлины по делам, рассматриваемым, например, в арбитражных судах, поименован ВАС РФ (КБК — 434). Согласно ст. 6 Закона № 173-ФЗ решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним принимаются именно федеральными органами государственной власти, определенными в упомянутом выше Приложении 1. При этом в НК РФ функции высших судебных органов (того же ВАС РФ) по возврату государственной пошлины плательщику не установлены. Остается ждать разрешения данной коллизии на государственном уровне.