Инструменты документарного бизнеса в международной практике: аккредитивы и гарантии

| статьи | печать

В сложной экономической ситуации в мировой и российской коммерческой практике проявляется тенденция активизации использования инструментов документарного бизнеса, к которым, в частности, относятся аккредитивы и гарантии. Посмотрим, в чем их сложность, привлекательность, как и в соответствии с какими документами они применяются.

В основе любой документарной сделки лежат принципы независимости и строгого формализма. Это делает ее весьма привлекательной для участников расчетов (контрагентов по договору). Оба принципа связаны между собой и означают, что банк принимает решение осуществить платеж по аккредитиву или исполнить обязательство по гарантии строго в соответствии с условиями этого аккредитива или гарантии, не вникая в обстоятельства исполнения сторонами договора, в целях реализации которого применяется соответствующий инструмент.

На протяжении многих десятилетий в бизнесе используются документарные инструменты. В силу разных правил и обычаев торгового оборота в отдельных странах, специфики законодательства различных правовых систем нельзя обойтись без единого стандарта проведения документарных операций. Иначе применение этих инструментов породит спорные ситуации.

Случается, что при составлении внешнеторгового контракта стороны не могут договориться о применимом праве. Тогда использование единого стандарта для всех правовых систем может устроить обе стороны. В документарном бизнесе такими стандартами стали Унифицированные правила, регулирующие те или иные виды документарных операций. Они разработаны Международной торговой палатой (Париж) (далее — МТП) и регулярно пересматриваются Банковской комиссией МТП с тем, чтобы учесть развитие практики.

Аккредитивы

Аккредитивные операции регулируются следующими документами МТП:

1) Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (редакция 2007 г., публикация № 600).

Этот документ — один из самых известных и популярных среди участников внешнеторговой деятельности. Унифицированные правила не являются нормативным документом и не обязательны для применения, если, конечно, стороны не выразят желание их использовать. В связи с этим применение правил не требует особых формальностей: достаточно в тексте аккредитива указать, что он подчиняется действующей редакции. Унифицированные правила впервые были приняты на Венском конгрессе МТП в 1933 г. и пересматривались неоднократно: примерно раз в десять лет. Публикация № 600 максимально учла запросы, рассмотренные за предшествующий период, чтобы не только не порождать неоднозначных толкований, но и максимально способствовать защите интересов обеих сторон;

2) Международной стандартной банковской практикой по проверке документов по документарным аккредитивам (редакция 2007 г. для UCP600, публикация № 681).

Говоря об Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов, мы подчеркивали, что аккредитив является обязательством банка, независимым от основного договора, оплатить представленные по этому аккредитиву документы, если они соответствуют условиям аккредитива и не имеют расхождений. Поскольку этот принцип — основа и главный смысл аккредитива, очевидно, что проверка представленных документов должна проводиться, как принято говорить, с разумной тщательностью. То есть очень внимательно, но без злоупотребления формальным правом.

Надо также учесть, что Унифицированные правила ограничивают сроки для проверки документов пятью днями. При выявлении расхождений в документах и отказе от их оплаты необходимо, чтобы все вовлеченные в расчеты по аккредитиву стороны единообразно оценивали названные расхождения как расхождения, а не как необоснованные придирки с целью избежать платежа.

Конечно, чтобы выполнить все указанные условия, нужно быть практикующим специалистом, знать специфику всех видов транспорта и документов, «покрывающих» транспортировку, хорошо разбираться в страховых документах, многих видах сертификатов и других документах, которые могут быть представлены в банк для проверки;

3) Унифицированными правилами для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (редакция 2008 г., публикация № 725).

Одной из чрезвычайно популярных в последнее время операций стало так называемое межбанковское рамбурсирование. Несмотря на редко употребляемую терминологию, суть этой операции очень проста. При проведении расчетов в форме документарного аккредитива банк-эмитент открывает аккредитив, подтверждающий банк (в ряде случаев) добавляет подтверждение по аккредитиву в целях дополнительной гарантии платежа, исполняющий банк производит оплату против представленных документов. Произведя оплату, исполняющий банк обращается за возмещением оплаченной суммы в указанный в аккредитиве рамбурсирующий банк. Таковым может быть любой банк-корреспондент банка-эмитента. Не выступая в качестве банка-эмитента, подтверждающего или исполняющего банка, рамбурсирующий банк к самому аккредитиву отношения не имеет: никаких правоотношений в аккредитивной сделке у рамбурсирующего банка не возникает. Если банк-эмитент направил рамбурсирующему банку рамбурсное полномочие, рамбурсирующий банк обязан выпустить рамбурсное обязательство в пользу исполняющего банка и оплатить против рамбурсного требования.

В основе межбанковских отношений лежит невозможность нарушить выданное обязательство (за исключением форс-мажорных обстоятельств или банкротства). Поэтому банки, как правило, предпочитают указывать в аккредитиве рамбурс на банк, а не обращаться в этот банк за подтверждением аккредитива. При подтверждении аккредитива подтверждающий банк берет на себя обязательства, аналогичные всем обязательствам банка-эмитента. Соответственно комиссионное вознаграждение за подтверждение может быть значительным. Это разумно, если речь идет о крупной дорогостоящей сделке, где такого рода «страховка» оправданна. В случае если рамбурсное обязательство выдано первоклассным банком, это также подтверждает, что банк-эмитент состоит в числе его корреспондентов, на него установлены соответствующие лимиты, его обязательства могут быть приняты, но в отличие от подтверждения комиссия за такое обязательство значительно ниже.

Банковские гарантии

Любой вид контрактных обязательств может быть обеспечен банковской гарантией. Банки обычно выдают гарантии, контргарантии и так называемые аккредитивы stad-by (резервные аккредитивы), которые по сути являются обеспечением исполнения обязательств, то есть гарантией.

Гарантии выдаются банком по поручению клиента-принципала в пользу его контрагента по сделке — бенефициара. Иногда в силу специфики местного законодательства бенефициары принимают только гарантии своих местных финансовых институтов и иностранные финансовые учреждения прибегают к использованию контргарантии. В таком случае, например, российский банк выпускает гарантию в пользу банка-корреспондента. Тот в свою очередь, принимая ее как обеспечение, выпускает уже прямую гарантию в пользу местного бенефициара.

Разумеется, такой популярный и используемый повсеместно банковский инструмент, как банковская гарантия, в части практики также опирается на унифицированные стандарты, разработанные МТП, — Унифицированные правила для гарантий по требованию (включая типовые формы) (редакция 2010 г., публикация № 758).

Предыдущая редакция Унифицированных правил для гарантий по требованию (редакция 1992 г., публикация № 458) действовала более 17 лет и хорошо себя зарекомендовала. Однако практика не стоит на месте. За эти годы профессионалы, объединившиеся в Банковскую комиссию МТП, рассмотрели множество практических запросов от мировых банков, в том числе спорных в рамках арбитражного суда DOCDEX под эгидой МТП.

В Унифицированных правилах для гарантий по требованию (включая типовые формы) (редакция 2010 г., публикация № 758) содержится новелла — решение, названное руководителем редакционной группы Джорджем Аффаки пакетным. Вместо разрозненных публикаций приложением к тексту Правил являются типовые формы гарантии и контргарантии.

Резервные аккредитивы (stad-by)

Аккредитив stad-by (резервный аккредитив) появился в Америке и даже был нормативно закреплен в Единообразном торговом кодексе США в силу национального запрета для банков выдавать поручительства. Резервный аккредитив отличается от поручительства, поскольку так же, как банковская гарантия или коммерческий аккредитив, независим от основного обязательства, которое обеспечивает, и является документарным.

Применение этого аккредитива регламентирует Международная практика stad-by (редакция 1999 г., публикация № 590).

До появления Унифицированных правил МТП, регулирующих международную практику stad-by, резервные аккредитивы регулировались Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов. Поскольку специфика этого инструмента не в полной мере нашла отражение в 400-й и 500-й публикациях Правил по аккредитивам, в 1993 г. Институт международного банковского законодательства и практики США совместно со специалистами МТП приступил к разработке правил. Нужно сказать, что в процессе разработки и согласования эти правила подвергались довольно жесткой критике за «чрезмерную детальность и юридический стиль изложения». В результате в апреле 1998 г. редакция была утверждена и вступила в силу в январе 1999 г. Как показывает опыт, при использовании этих правил до настоящего времени практически не возникало споров.

Сейчас резервный аккредитив (stad-by) занимает достойное место среди документарных операций. Практика его применения расширяется, причем при проведении операций с контрагентами не только из США. Однако по-прежнему контрагенты, структурируя сделку и включая в механизм ее реализации резервный аккредитив, могут использовать в качестве унифицированного стандарта кроме Международной практики stad-by (редакция 1999 г., публикация № 590) Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» как 500-й, так и 600-й публикации.

из истории документов

1. «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», редакция 2007 г., Публикация № 600

Кроме редакции 2007 г. существуют редакции 1951, 1962, 1974, 1983 и 1993 гг. Редакция 1993 г., публикация № 500, на взгляд многих специалистов в области документарного бизнеса, была весьма удачной. А.В. Зеленов — заместитель председателя Банковской комиссии МТП (Париж), председатель банковской комиссии Российского национального комитета МТП, в одной из своих статей отметил, что «в ноябре 1999 г. комиссия постановила, что пересмотр правил преждевременен. И только в мае 2003 г. после многочисленных споров на эту тему было решено начать пересмотр унифицированных правил». В этой работе, которая продолжалась более трех лет, принимали участие национальные комитеты 54 стран. Практическая деятельность Банковской комиссии МТП состоит в том числе в рассмотрении запросов, поступающих от различных банков или фирм по всему миру, относительно спорных ситуаций, возникших между контрагентами, использующими аккредитивы или гарантии, в части толкования и применения положений Унифицированных правил или оформления документов по аккредитиву.

2. «Международная стандартная банковская практика по проверке документов по документарным аккредитивам», редакция 2007 г. для UCP600, Публикация № 681

Очевидно, что унифицировать стандарты проверки документов на 100% не представляется возможным. Невозможно предусмотреть все встречающиеся в практике расчетов случаи и описать все возможные в этих ситуациях документы. Однако в рамках деятельности МТП рабочая группа специалистов из представителей разных стран, в том числе и России, предприняла успешную попытку разработать стандарты проверки документов, представляемых по аккредитиву. Результатом деятельности рабочей группы стал документ под названием «Международная стандартная банковская практика по проверке документов по документарным аккредитивам», редакция 2002 г.

После утверждения новой редакции «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов» (редакция 2007 г., публикация № 600) появилась необходимость внесения соответствующих изменений и уточнений в международные стандарты по проверке документов, результатом которой явилась новая редакция «Международной стандартной банковской практики по проверке документов по документарным аккредитивам», редакция 2007 г. для UCP600, публикация № 681.

3. «Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам», редакция 2008 г., Публикация № 725

Впервые ссылка на вовлечение «третьего банка» в осуществление платежей по документарным аккредитивам встречается в редакции «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов» в редакции 1974 г., в последующих редакциях 1983 и 1993 гг. определены функции рамбурсирующего банка. Однако только в 1993 г. Банковской комиссией МТП была образована рабочая группа для создания нового самостоятельного свода правил для регулирования процесса межбанковского рамбурсирования, результатом деятельности которой явилась публикация МТП № 525 в редакции 1995 г. «Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам». Ныне действующая редакция «Унифицированных правил для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам», публикация МТП 2008 г. № 725 — отражение действующей редакции «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов» (редакция 2007 г., публикация № 600).

4. «Унифицированные правила для гарантий по требованию (включая типовые формы)», редакция 2010 г., Публикация № 758

МТП начала работу над созданием международных стандартов в отношении банковских гарантий по требованию примерно в 1965 г., но только через 13 лет были приняты и введены в действие Унифицированные правила по контрактным гарантиям (редакция 1978 г., публикация № 325). Этой публикацией пользовались, но широкого распространения и одобрения она не получила.

Следующей редакцией стали «Унифицированные правила для гарантий по требованию» (редакция 1992 г., публикация МТП № 458). Основной задачей разработчики правил ставили «обеспечение баланса интересов различных сторон и недопущение злоупотреблений при предъявлении требования по гарантиям».

Нужно также принять во внимание, что Правила № 458 были первой попыткой систематизации практики независимых гарантий. Таким образом, к 2007 г. пересмотр Правил № 458 стал объективно необходим. Поскольку гарантиями пользовались и банки, и различные предприятия всех сфер деятельности, пересмотр проводился под эгидой двух комиссий МТП: Банковской комиссии и Комиссии по коммерческому праву и практике.

О Международной торговой палате (ICC) и роли России в ее деятельности

Международная торговая палата (Iteratioal Chamber of Commerce, ICC) — всемирная предпринимательская организация, главными задачами которой являются выработка рекомендаций по экономической политике и практике на основе правил торговли и инвестирования, а также разработка стандартов коммерческой деятельности.

МТП была создана в 1919 г. Члены МТП — национальные комитеты и группы более чем из 60 стран. В 75 странах, где такие комитеты или группы не созданы, экономические субъекты (фирмы) осуществляют прямое членство в МТП. Штаб-квартира находится в Париже.

МТП является официальным партнером саммита «Большой восьмерки».

Цели деятельности

Основными целями МТП являются:

  • представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;
  • обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;
  • разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
  • предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;
  • поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран.

Россия в МТП

6 мая 2000 г. Всемирный совет ICC официально принял Россию во Всемирную организацию бизнеса и единогласно утвердил создание Российского национального комитета ICC в России — ICC Russia.

Таким образом, российские компании получили возможность принимать активное участие в формировании правил и принципов международного бизнеса исходя из потребностей и проблем своей страны на равных правах с иностранными партнерами.

Комиссии в составе ICC Russia

В настоящее время под эгидой ICC Russia работают:

  • Арбитражная комиссия;
  • Комиссия по банковской технике и практике;
  • Комиссия по рекламе и маркетингу;
  • Комиссия по финансовым услугам и страхованию.

Сейчас рассматривается вопрос о создании Комиссии по налогообложению, Комиссии по IT, телекоммуникациям и электронной коммерции, Комиссии по энергетике и окружающей среде, Комиссии по интеллектуальной собственности и Комиссии по устойчивому развитию бизнеса.

Основные задачи ICC Russia — укрепление позиций российского бизнеса в мировом бизнес-сообществе и поддержка российских компаний в условиях новых задач и возможностей.

Руководство

Председатель ICC Жерар Вормс (Gerard Worms).

Генеральный секретарь Жан-Ги Каррье (Jea-Guy Carrier).

Председатель ICC Russia О.В. Дерипаска.

Генеральный секретарь Т.В. Монэгэн.