1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Формула «выкручивания рук»

Рассматриваемая ситуация — один из видов корпоративного шантажа.

Суть его сводится к тому, что подчиненный начинает диктовать работодателю свои условия (не обязательно открыто). Принцип диктата — либо ты, начальник, даешь мне: повышение должности и/или зарплаты; полномочий; лучшие по сравнению с другими сотрудниками условия труда (кабинет, машину, «крутой» мобильный телефон или его оплату и…) и т. д., или — другой вариант — перестаешь навязывать мне: те или иные задания; распорядок рабочего времени; требование по отчетности и т. д.,

в противном случае я (такой классный специалист):уйду из этой «дурацкой» фирмы, может, даже к конкуренту, или хотя бы заболею на пару недель.

Попробуем разобраться.

1. Если «подчиненный начинает диктовать условия»,то в тот момент, когда руководитель выполнит любое из его требований, он сам станет подчиненным, изменится статус происходящего.

2. «Ты, начальник, даешь мне/перестаешь навязывать» — здесь сразу две проблемы. Если руководитель согласится с требованиями подчиненного, то с высокой степенью вероятности рано или поздно появятся новые требования. Кроме того, выполнив ультимативные требования одного сотрудника, руководитель тут же столкнется с аналогичными требованиями (и что самое ужасное, аналогичным способом предъявленными) других подчиненных. И в этом случае руководитель теряет свой статус и становится подчиненным.

3. «… в противном случае я» — вот тот рычаг, которым и осуществляется давление на руководителя.

Последствия угрозы могут быть разными:

  • может остановиться работа подразделения или всей компании, если саботажник является значимым элементом системы, замена которого сложна и требует времени;
  • может быть нанесен ущерб, если он либо имеет доступ к важной информации, либо к средствам производства, либо к материальным ценностям;
  • может быть парализована работа подразделения или всей компании из-за постоянных скандалов, провокаций, подстрекательства к саботажу и забастовке…

Различая два вида шантажа — групповой и индивидуальный, — работа руководителя в каждой из этих ситуаций проводится по своей технологии.

Чаще всего групповым шантажом «развлекаются» сотрудники низкой квалификации (только объединившись, они могут представлять серьезную угрозу для компании).

В свою очередь, индивидуальным шантажом обычно грешат «крутые спецы» или те, кто себя таковыми считает (эксперты высокого класса, чаще всего ярко выраженные индивидуалисты, и чтобы заставить их объединиться в подобном мероприятии, руководство должно приложить действительно грандиозные усилия).

В случае группового шантажа необходимо уволить всех шантажистов так, чтобы деятельность компании во время этого процесса не пострадала, а авторитет руководства возрос.

Сотрудники наших компаний, прибегающие к взаимодействию с администрацией методами шантажа, далеко не такая редкость, как это может показаться. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев они прибегают к этому способу воздействия на свое руководство только потому, что не знают, как решать свои проблемы с руководством, не загоняя друг друга в угол.

Кроме того, параллельно главной задаче нужно решить еще одну — научить остальных сотрудников компании взаимоприемлемым методам действия в подобных ситуациях, чтобы в будущем вероятность возникновения ситуаций шантажа свести к минимуму.