1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Арбитраж (УСН)

[–] Налогоплательщик, применяющий УСН, доходы от реализации основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности, должен учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

(Постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2011 по делу № А65-20192/2010)

По результатам налоговой проверки индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», был привлечен к ответственности за занижение налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН. Предпринимателем не был включен в налоговую базу доход, полученный от реализации недвижимого имущества.

Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в суд. Дело было решено в пользу налоговой инспекции.

Суд обратил внимание на то, что спорное недвижимое имущество сдавалось предпринимателем в аренду в целях систематического получения прибыли. Кроме того, предприниматель обращался в налоговый орган с заявлениями о предоставлении освобождения по налогу на имущество по нежилому помещению, в связи с тем что оно используется в производственной деятельности — сдается в аренду.

Исходя из этого, а также учитывая нормы ст. 346.15 НК РФ судьи пришли к выводу, что полученный предпринимателем доход от продажи недвижимого имущества, которое систематически использовалось им для получения дохода от сдачи этого помещения в аренду, непосредственно связан с его предпринимательской деятельностью и должен учитываться при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.

ИП в обоснование своей позиции сослался на то, что имущество использовалось им в том числе и для личных целей. Однако доказательств использования части спорного имущества в личных целях им представлено не было, а перерасчет по налогу на имущество физических лиц был произведен заявителю на все нежилые помещения.

Довод предпринимателя относительно разового характера сделки также был отклонен. В данном случае спорный объект недвижимости не являлся объектом такого вида деятельности, как продажа недвижимого имущества, как самостоятельного вида деятельности, однако был непосредственно связан с иным, заявленным при регистрации налогоплательщика как индивидуального предпринимателя видом деятельности — сдачей в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности у заявителя и реализованных впоследствии.

На основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, в том числе выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных ими от занятия теми видами предпринимательской деятельности, по которым применяются специальные налоговые режимы.

Доходы, полученные от продажи нежилого помещения, приобретенного ИП и использованного им в целях осуществления предпринимательской деятельности, должны учитываться в составе доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При этом имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в отношении этих доходов не предоставляется.

[+] У организации, применяющей УСН, отсутствует обязанность по учету полученных счетов-фактур в качестве документов, подтверждающих расходы

(Постановление ФАС Московского округа от 11.04.2011 № КА-А40/2163-11)

По результатам проведения выездной налоговой проверки ООО налоговой инспекцией принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, на основании того, что в представленных товарных накладных в нарушение постановления Госкомстата России от 25.12.98 № 132 не заполнены строки «основание» и «груз принял», в счетах-фактурах отсутствуют подписи должностных лиц, дата составления, адрес грузополучателя или грузоотправителя.

Общество обратилось в суд и выиграло дело.

Судьи, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что представленные налогоплательщиком документы соответствуют требованиям, предъявляемым к их оформлению ст. 169 НК РФ, Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Довод инспекции о том, что в товарных накладных не заполнены строки «основание» и «груз принял», не свидетельствует о том, что товарная накладная составлена с нарушениями, не опровергает факта принятия обществом на учет товара, приобретенного у поставщиков, и не свидетельствует об отсутствии факта осуществления хозяйственных операций.

Судами установлено, что спорные товарные накладные содержат необходимые сведения о товаре, его количестве, цене, что не препятствовало инспекции идентифицировать указанный в них товар, содержат все обязательные реквизиты, установленные подп. «а» — «ж» п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Представленные обществом товарные накладные по форме ТОРГ-12 содержат сведения о поставщике, плательщике, о наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи, тем самым подтверждают факт отгрузки товара поставщиком и принятие его обществом, подписаны руководителем, менеджерами, подписи заверялись печатью организации, что свидетельствует об их подписании уполномоченными лицами.

Что касается довода инспекции относительно счетов-фактур, то в отношении налогоплательщиков, не являющихся плательщиком НДС в силу применения упрощенной системы налогообложения, не могут распространяться обязательные для налогоплательщиков НДС требования по оформлению счетов-фактур как специальных подтверждающих документов.

Поскольку заявитель плательщиком НДС в проверяемый период не являлся, у него отсутствовала обязанность по учету полученных от поставщиков счетов-фактур в качестве документов, подтверждающих расход.

[–] Сам по себе факт получения бюджетных средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот, отнесение поступивших бюджетных средств на счет 86 не свидетельствуют об отсутствии у общества дохода (экономической выгоды) от реализации услуг

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2011 № А58-5712/09)

В ходе проведения выездной налоговой проверки общества налоговая инспекция обнаружила занижение налогоплательщиком дохода на сумму субвенции, связанной с применением государственных регулируемых цен на коммунальные услуги. Общество было привлечено к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налоговой, общество обратилось в суд, который решил дело в пользу налогового органа.

Судьи исходили из следующего.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Подпунктом 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

В силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Из пункта 2 ст. 251 НК РФ следует, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Следовательно, для отнесения денежных выплат в качестве средств целевого финансирования необходимы соответствующие условия, а именно: эти средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению, о расходовании указанных средств налогоплательщик обязан отчитываться.

Суды, проанализировав договоры на оказание услуг по обеспечению населения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения, договор на прием платежей населения за коммунальные услуги, платежные поручения о перечислении коммунальных платежей, пришли к выводу о том, что общество не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а само оказывало услуги по обеспечению населения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения, на покрытие затрат от оказания которых были получены спорные суммы.

По своему экономическому содержанию полученные из бюджета средства в указанной сумме представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению, в том числе на погашение задолженности перед поставщиками каменного угля, оказание услуг по перевозке и др. О расходовании указанных средств общество не обязано было отчитываться.

Таким образом, сам по себе факт получения бюджетных средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот, отнесение поступивших бюджетных средств на счет 86 не свидетельствуют об отсутствии у общества дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.

При таких обстоятельствах обществом неправомерно занижена налоговая база по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

[–] Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности ОАО не исключает необходимость составления бухгалтерской отчетности для целей гражданского законодательства

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2011 по делу № А63-8757/2010)

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) провело проверку соблюдения обществом требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах. В результате общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа. Основание: факт неопубликования обществом в установленный законом срок текста годового бухгалтерского отчета за 2009 год.

Общество обратилось в суд, мотивируя это тем, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете» освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако суд отказал в удовлетворении заявления.

Арбитры указали, что в соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать, в частности, годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность.

Согласно приказу ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/ пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение) акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.

Акционерное общество, на которое в соответствии с Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в Интернете не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления годовой бухгалтерской отчетности (п. 8.3.5 Положения).

Текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования, а если он опубликован после истечения такого срока — с даты его опубликования в Интернете (п. 8.3.6 Положения).

Из материалов дела следует, что в предусмотренный законом срок текст годовой бухгалтерской отчетности общества на странице в Интернете не опубликован. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Между тем нормы законодательства об акционерных обществах, а именно ст. 97 Гражданского кодекса РФ и ст. 88 Закона № 208-ФЗ, обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об акционерных обществах следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об акционерных обществах является специальным. В этой связи в рассматриваемом случае следует применять положения Гражданского кодекса РФ и Закона № 208-ФЗ.

Суд также сослался на Определение КС РФ от 13.06.2006 № 319-О, согласно которому освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

Таким образом, несмотря на отсутствие обязанности по ведению бухгалтерского учета в целях налогообложения, хозяйственные общества обязаны соблюдать гражданское законодательство.

Сумма:
%