Местные власти в ожидании налога на недвижимость

| статьи | печать

Обоснованный налог на недвижимость собственников огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших земельных участков существенно повысит собственные доходы местных бюджетов.

Финансовое обеспечение муниципальных образований остается одним из постоянных и кардинальных вопросов развития местного самоуправления в стране, считает председатель Комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Об этом он сообщил членам Центрального совета Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), выступая с отчетом работы в 2010 г. этой общероссийской общественной организации, возглавляемой им.

Муниципии живы межбюджетными трансфертами

Финансовые проблемы муниципальных образований ждут своего решения, поскольку не достигнуто соответствие между собственными доходами местных бюджетов и финансовыми потребностями муниципалитетов по оказанию надлежащих услуг населению, сообщил В. Тимченко. Велика зависимость местной власти от трансфертов из бюджетов других уровней. В 2010 г. доля межбюджетных перечислений в общем объеме собственных доходов местных бюджетов достигла 45,2%. А поступления от местных налогов составляют лишь несколько процентов от всех доходов местных бюджетов — 0,5% от налога на имущество физических лиц и 3,9% от земельного налога. Такой объем налоговых доходов по местным налогам не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов.

В настоящее время, по данным Минфина России, в бюджетах городских округов аккумулируется 63,5% налоговых доходов всех муниципальных образований, или 475 млрд руб., в бюджетах муниципальных районов — 26,5%, или 190,7 млрд руб., и в бюджетах поселений — 10%, или 72,1 млрд руб.

Получается, что наибольшая доля налоговых доходов концентрируется в бюджетах крупных промышленно развитых муниципальных образований, которых всего несколько сотен в России. А у самой многочисленной категории муниципальных образований (городских и сельских поселений) очень незначительный объем налоговых доходов. Это свидетельствует о большой дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов в зависимости от их типа, а также о низком экономическом потенциале и недостаточной налоговой базе большинства поселений.

В результате у большинства муниципалитетов:

  • низкий уровень собственных доходов местных бюджетов;
  • нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления;
  • слабо развитая материально-техническая база;
  • отсутствие четких стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития территорий.


Значит, надо перераспределить доходные источники между уровнями публичной власти. О такой необходимости говорил в своем послании 2010 г. и президент.

Нужны изменения в законодательство

Для обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований принципиальное значение имеет не только наличие у муниципальных образований собственных налоговых доходов, но и их объем в общей структуре доходов местных бюджетов. В этой связи, а также в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и повышения эффективности управления муниципальными финансами ВСМС выступает за внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство страны.

Налоговые доходы местных бюджетов можно увеличить, например, за счет монетизации федеральных льгот по местным налогам. Отмена льгот только по земельному налогу повысит, по расчетам председателя ВСМС, поступления в местные бюджеты на 18,5 млрд руб. Поэтому он убежден, что перспективным источником формирования доходов местных бюджетов станет налог на недвижимость, который предполагается взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества.

Введение этого налога существенно увеличит доходы муниципалитетов, поскольку возрастут платежи в местные бюджеты собственников дорогих квартир, особняков и больших земельных участков. Законопроект о новом налоге принят Государственной думой в первом чтении. Он предусматривает создание единого кадастра жилой и нежилой недвижимости, а также системы ее массовой оценки по рыночной стоимости. Депутаты считают, что для введения налога на недвижимость необходимо установить систему налоговых вычетов, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку на малообеспеченных граждан выше существующего уровня.

Помимо этого в ВСМС уверены, что надо закрепить за местными бюджетами поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В настоящее время 90% отчислений субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих «упрощенку», поступают в региональные бюджеты.

Именно на местном уровне власти могут учесть особенности и специфику деятельности малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях, говорит В. Тимченко. Значит, они способны и должны эффективно применять механизмы налогообложения, меры финансовой и имущественной поддержки локального предпринимательства.

А это уже прямая обязанность администраций поселений, городских округов и муниципальных районов, прописанная в вопросах местного значения в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Именно поэтому, по мнению председателя ВСМС, следует предоставить органам местного самоуправления право устанавливать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения в пределах, закрепленных Налоговым кодексом РФ.

Пока же в большинстве муниципальных образований местные бюджеты будут формироваться главным образом за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации, и социально-экономическое положение российских муниципий в 2011 г. не претерпит существенных изменений.