Амортизационную политику нужно сделать агрессивной

| статьи | печать

Амортизация основного капитала в развитых странах превратилась в последние десятилетия в один из основных инструментов экономического роста. В России амортизационные отчисления занимают лишь 17% в общем объеме инвестиций в основные фонды. Чтобы модернизация экономики стала реальностью, нужна не просто ускоренная амортизация, а агрессивная амортизационная политика.

Расчеты Института экономики РАН свидетельствуют, что амортизационные отчисления сегодня наиболее эффективный инвестиционный ресурс. Сравнение внутренней нормы прибыли при различных вариантах финансирования инвестиций показывает, что эффективность использования для этих целей амортизационных отчислений в 2 раза выше эффективности использования прибыли и в 4 раза — банковского кредита.

Преобладающая доля амортизации в инвестициях в основные фонды позволяет выпускать продукцию более низкую по цене в сравнении с предприятиями, использующими для инвестиций заемные средства или собственную прибыль. Китай, опираясь на дешевую рабочую силу, завоевывает рынки других стран для собственной продукции с помощью низких цен. Наше государство может добиться таких же целей, применив ускоренную амортизацию.

Использование амортизации необходимо рассматривать как одну из форм косвенного субсидирования развития экономики из бюджета государства. Ее результатом является своеобразная трансформация недополученных поступлений в бюджет от налога на прибыль в инвестиции. При этом приращение инвестиций обычно многократно превышает недополученный государством объем налоговых поступлений.

Налоговые потери в результате применения ускоренной амортизации при наличии контроля над целевым использованием амортизационных отчислений многократно компенсируются с лагом в два-три года.

Скромная доля в инвестициях

Амортизационная политика в России, несмотря на ряд нововведений по амортизационным премиям, в последние годы в целом слабо выполняет свое основное предназначение — повышение инвестиционной активности и обновление основных фондов. Степень их износа увеличилась с 39,3% в 2000 г. до 45,3% в 2009 г. Доля инвестиций, осуществляемых без учета малого предпринимательства, по отношению к ВВП составляет всего 16,1%, при этом 60% из них приходится на здания и сооружения. Если доля инвестиций в ВВП будет и дальше сохраняться на этом уровне, все разговоры об уходе от сырьевой зависимости и модернизации останутся просто благими пожеланиями.

Структура российских инвестиций по их источникам финансирования носит весьма затратный характер. В общих инвестициях в основные фонды на амортизацию приходится всего 17,3%, в то время как, например, в США в 4,3 раза больше — 74,2%.

Из-за такого отставания в использовании амортизационных отчислений и преобладания в инвестициях заемных средств серьезно дорожает производство товаров в России. Кроме того, это отрицательно сказывается на их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

В отличие от большинства развитых стран в нашем государстве отсутствует контроль расходования амортизационных средств. В докризисном 2008 г. из общей суммы начисленной амортизации 1907,6 млрд руб. на цели, не связанные с инвестициями в основные фонды, было израсходовано 748,3 млрд руб. (39,2%), в том числе на приобретение акций и других ценных бумаг 580 млрд руб. (30,4%).

В процессе реформирования экономики в России наблюдается «проедание» основных фондов. Коэффициент соотношения основных фондов по остаточной стоимости к ВВП сократился с 2,0 в 1990 г. до 0,83 в том же докризисном 2008 г. Это в 4,1 раза меньше, чем в США. Если по объему ВВП Соединенные Штаты обгоняют Россию в 11 раз, то по основным фондам — в 40,7 раза, по амортизационным отчислениям — в 46,5 раза.

Необходимо отметить, что в России имеются колоссальные внутренние резервы наращивания амортизационных отчислений, а вместе с ними и объема инвестиций в основные фонды. Из общей суммы денежных средств порядка 33 трлн руб., расходуемых корпоративным сектором России, на инвестиции в основные фонды тратится только 25%, остальные средства представляют собой финансовые вложения.

Составляющие агрессивной амортизации

Учитывая высокую степень износа основных фондов, России сегодня необходима не просто ускоренная амортизация, а агрессивная амортизационная политика, включающая в себя:

  • сокращение сроков обновления основных фондов с доведением нормативов по ним до уровней в развитых странах;
  • восстановление в бухгалтерской отчетности накопительного счета по амортизационным отчислениям и введение жесткого контроля за их использованием. В случае нецелевого использования амортизационных отчислений в течение определенного срока можно ввести взимание с этой ее части налога на прибыль, увеличенного дополнительно на 10 п.п. к основной его ставке;
  • закрепление в законодательстве обязанности хозяйствующих субъектов при износе основных фондов свыше 30% отчислять в амортизационный фонд независимо от нормативных амортизационных ставок от 60 до 80% полученной прибыли. Чем выше износ, тем большая доля прибыли должна быть отчислена на амортизацию;
  • использование при износе основных фондов до 30% при начислении амортизации установленных нормативов по обновлению основных фондов.


Внедрение в хозяйственную практику агрессивной амортизационной политики и повышение налогообложения финансовых операций (чтобы эта деятельность стала менее прибыльной по отношению к инвестициям в основные фонды) позволят удвоить инвестиции в основные фонды в нашей стране. Это даст возможность повысить долю инвестиций в ВВП с 21 до 32—35%, а годовые темпы их прироста до 9—10%.

Агрессивная амортизационная политика будет стимулировать выведение из тени доходов, которые сегодня утаиваются от налогообложения. Косвенно о высокой доле таких доходов свидетельствует превышение из года в год денежных средств, потраченных корпоративным сектором из накопленной прибыли на финансовые вложения (порядка 9,5 трлн руб.), над официально декларируемой прибылью для налогообложения (3,8 трлн руб.).

Российские компании по оценке их активов на мировых финансовых рынках по состоянию на 2010 г. являются весьма недооцененными и проигрывают по этому показателю Китаю и Индии в 2,5 раза. Проведение агрессивной амортизационной политики покажет, что Россия не на словах, а на деле настроена на модернизацию экономики. Это приведет к восстановлению доверия к экономической политике страны, сделает более привлекательными как прямые, так и портфельные инвестиции для иностранного капитала. Если допустить, что оценка активов российских компаний на мировых рынках достигнет показателей Китая и Индии, может удвоиться приток иностранного капитала в страну (до 200 млрд долл.).

Оздоровление экономики в целом

Активное стимулирование инвестиционной деятельности в России с помощью как амортизационной, так и налоговой политики в целом будет способствовать оздоровлению всей экономической обстановки в стране, ведь в результате уменьшится потребность пользоваться всевозможными схемами по уходу от налогообложения на грани преступления. Зачем прятать прибыль, если государство само гарантирует ее освобождение от налога в обмен на инвестиции. В таких условиях предприниматели направят помыслы на модернизацию и расширение производства, увеличение массы прибыли за счет сокращения ее нормы.

Государство в данных обстоятельствах начнет вести честную игру с хозяйствующими субъектами. Оно предоставит предпринимателям дополнительные средства за счет бюджета, а взамен потребует только одно — потратить эти средства на инвестиции. В итоге держава получит рост эффективности экономики, ускорение ее развития, новые рабочие места, повышение производительности труда, качества продукции и т.д.

Одна из важнейших причин недопустимо низкой доли амортизационных отчислений в инвестиционной деятельности России — трактовка финансовыми властями страны любого их роста как невосполнимых потерь для бюджета государства. Такая оценка амортизационных отчислений в корне неверна и существенно тормозит развитие экономики страны.

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования* (в фактически действовавших ценах), млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Инвестиции в основной капитал — всего

267,0

376,0

408,8

319,6

582,2

1053,7

1335,8

1455,7

1824,9

2246,8

2893,2

3809,0

5217,2

6710,3

6072,4

в том числе по источникам финансирования

собственные средства

130,9

196,6

248,6

170,0

304,9

500,6

660,3

654,6

825,1

1020,8

1287,2

1603,6

2105,0

2653,4

2254,7

прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления)

55,7

56,4

54,0

42,2

92,4

246,4

319,9

277,4

324,5

432,3

587,3

759,6

1010,1

1240,1

972,5

амортизация

60,4

103,8

108,3

190,6

247,5

319,1

440,8

512,0

605,5

729,6

920,0

1161,3

1103,0

привлеченные средства

136,0

179,4

160,2

149,5

277,2

553,1

675,5

801,1

999,8

1226,0

1606,0

2205,4

3112,1

4056,9

3817,7

из них

кредиты банков

15,2

24,5

30,6

58,6

85,2

116,3

176,5

235,6

364,2

544,0

791,9

622,8

в том числе кредиты иностранных банков

6,2

11,5

12,9

21,3

23,8

27,9

59,2

86,9

198,1

195,2

заемные средства других организаций

13,9

32,7

75,6

65,1

95,3

123,6

163,1

171,1

227,0

370,4

413,5

448,3

бюджетные средства

58,2
**

75,6
**

84,6
**

61,1

99,2

232,1

272,9

289,6

358,0

401,0

589,2

769,2

1119,0

1404,7

1321,1

в том числе

средства федерального бюджета

27,0

37,1

41,5

20,9

37,5

62,9

77,6

88,8

122,5

118,1

202,2

267,4

431,3

537,9

688,9

средства бюджетов субъектов Федерации

27,5
***

38,5
***

43,1
***

37,1

55,9

151,2

167,3

178,3

220,0

260,2

356,1

446,4

611,1

759,5

552,8

средства внебюджетных фондов

30,6

45,9

18,7

34,3

50,1

50,3

34,7

34,3

16,5

19,0

15,6

19,8

27,3

23,7

21,0

* С 1998 г. — без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

** Включая средства бюджетного фонда государственной поддержки приоритетных отраслей экономики.

*** Включая средства местных бюджетов.

Источник: Росстат