1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 914

Модернизация криминала

Интерес – движущая сила модернизации

За два последних десятилетия Россия укрепилась не только как один из мировых лидеров по поставкам топливно-энергетических ресурсов, но и как крупный экспортёр финансовых средств.

По данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора России, только по поддельным грузовым таможенным декларациям (ГТД) в 2009 году из страны выведено 170 млрд руб. – в 21 раз больше, чем в 2008 году. Прогноз на текущий, 2010, год выглядит ещё более впечатляющим – 124 млрд руб. за первое полугодие 2010 года, а значит, по году, скорее всего, «зашкалит» за 200 млрд.

Никто, однако, не отменял традиционные, давно апробированные пути ежегодного бегства капитала в десятки миллиардов долларов за границу ежегодно. То обстоятельство, что в 2009 году отток составил почти 57 млрд долл., а в текущем сократится – до 10 млрд долл., по прогнозу Всемирного банка, или 12 млрд долл., по последнему скорректированному прогнозу ЦБ, не должно вводить в заблуждение.

Отмеченный рост активности среднего бизнеса в выводе капиталов из России – новое качество нарастающей системной проблемы. Этот тревожный факт свидетельствует не только о неуверенности предпринимательского сообщества в благоприятных перспективах ведения бизнеса в стране и слабом доверии между бизнесом и властью, но и об отсутствии существенных перемен к лучшему в инвестиционном климате. Последнее обстоятельство подтверждается и резким сокращением зарубежных инвестиций в российскую экономику – порядка 5 млрд долл. за истекший период 2010 года, что практически соответствует ежемесячным инвестициям в китайскую экономику.

По мнению аналитиков и сотрудников спецслужб, данная криминальная схема – лишь одна из множества. Однако, судя по темпам роста, схема, весьма эффективно используемая, с учётом действующего законодательства, таможенной и банковской политики, беззубого попустительства власти на фоне смягчения наказаний за финансовые преступления.

Попутно отметим, что, как следует из доклада Всемирного банка, Россия заняла в 2009 году четвёртое место в мире по объёму переведённых мигрантами средств за рубеж - 18,6 млрд долл.

Любопытно, что, подтверждая резкое увеличение количества и объёмов сомнительных денежных переводов из России, председатель Центробанка Сергей Игнатьев предложил главам территориальных отделений ЦБ проводить беседы (?!) с руководителями и владельцами банков в случае выявления таких операций и разработать план мероприятий по их предотвращению.

Кто выводит финансовые ресурсы за границу – мнения расходятся. Называют и бизнес, и региональное чиновничество. При этом активно используют фирмы-однодневки – их имеют до 70% участников внешнеэкономической деятельности.

Меры борьбы с поддельными таможенными декларациями предлагают также разные: от нормативных новаций уполномоченных федеральных органов до признания борьбы с данным видом преступлений в качестве одной из приоритетных целей государственной политики.

В подобных условиях вывод об актуальности ужесточения, а не либерализации (по крайней мере, не сегодня) законодательства и усиления наказания за экономические преступления уже не кажется излишне категоричным и противоречащим официальной точке зрения. Однако не данная тема является предметом нашего обсуждения.

Задумаемся над очевидным фактом. Если модернизация – это в том числе и рост эффективности конкретного вида деятельности, то, нравится нам это или нет, криминально-модернизационный успех сомнений не вызывает. Зато как минимум пристального внимания заслуживают причины оперативной, адекватной, реакции и продуманных, разнообразных трансформаций криминалитета в быстро меняющейся ситуации.

Оставим, однако, профессионалам и специалистам возможность анализировать личностные и психологические характеристики, прочие заповеди и воровские понятия как возможные составляющие успешного приспособления криминального мира к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Хорошо известно, что действиями людей в конечном счёте движут интересы. Следовательно, если те или иные группы граждан, формально либо неформально структурированные, эффективно достигают своих целей, то это и означает, что конкретные (не в последнюю очередь экономические) интересы и сформулированные цели находятся в своеобразном причинно-следственном соответствии.

Что касается механизма использования ГТД для криминального вывода денег за границу, то он предельно прост. По фиктивному контракту с зарубежной фирмой осуществляется стопроцентная предоплата, а в уполномоченный банк предоставляется поддельная декларация якобы о получении груза. В качестве иных «обеспечительных мер», под предлогом перехода на обслуживание в другой банк, могут быть закрыты паспорт сделки и фирма-однодневка.

Итак, конкретные суммы, конкретные исполнители, конкретные действия, конкретные сроки и, наконец, конкретные размеры предусмотренного вознаграждения каждому – как необходимые и достаточные условия удовлетворения собственных интересов (амбиций) через согласованное достижение поставленной общей цели.

Глядя на журавля в небе, неплохо держать синицу в руках

Вспомним высказывание классика: «Идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой». Чтобы идея всесторонней модернизации, о необходимости которой так много и так давно говорят, преодолела активное и пассивное сопротивление представителей различных социальных групп, овладела массами и стала движущей силой общественно полезной деятельности большинства, должны быть сформулированы цели, в полной мере адекватные насущным интересам и чаяниям этого самого большинства.

Цели – чёткие и конкретные, ожидаемые результаты – актуальные и осязаемые. Давно пришло время обозначить как смысл деятельности общероссийского масштаба, в том числе и модернизационных проектов, достижение среднеевропейского уровня жизни россиян с одновременным встраиванием России в мировой сценарий цивилизационного развития. Богатейший опыт развитых стран Европы – надёжный ориентир для судьбоносных планов и соответствующих объективных расчётов.

Ещё пример. Не подлежит сомнению целесообразность реализации проекта «Электронное правительство», эффективность которого многократно доказана практикой ведущих стран мира. Равно как и неизбежность «интернетизации всей страны». И сроки установлены, и исполнители назначены, и деньги выделены. И успех придёт – в Москву, региональные столицы, крупные города и районные центры.

Но чем дальше в глубинку – тем труднее будет с выполнением проекта (и множества ему подобных – уже принятых и финансируемых), тем слабее ожидаемый эффект. И не потому, что люди не понимают, что это им же нужны современные, цивилизованные услуги. Просто в их текущей жизни объективно доминируют иные, чем в мегаполисах, приоритеты: значительная (если не вся) часть денег уходит на еду и коммуналку, отсутствует централизованное водо- и/или теплоснабжение, дома не газифицированы, не соответствует допустимым санитарным нормам аварийное жильё, замучило бездорожье, до ближайшего медицинского учреждения – десятки, а то и сотни километров, продукты питания подвозят нерегулярно, зарплату выдают с задержками... А то и вовсе работать негде!

Разве найдётся хоть один, даже самый «непродвинутый» родитель, который был бы против обучения своих детей компьютерной грамотности, доступа к Интернету и т.д.? Конечно, нет. Однако прежде ребёнок должен жить в более-менее нормальных условиях, быть здоровым и сытым. Плохо без конфет и пирожных, но никак нельзя без молока и хлеба. Их отсутствие не заменит никакая виртуальная реальность.

Разумеется, крайне важно подробно информировать и доходчиво разъяснять обществу, для чего нужна та или иная программа. Но, конкретно расписывая, в какие сроки в дома придёт Интернет, абсолютно необходимо одновременно и столь же конкретно объяснять, как и когда будут решены насущные проблемы граждан – именно сегодня являющиеся для них первичными, жизненно определяющими.

Нелишне напомнить, что кроме государства и рядовых граждан (простых обывателей) в системе есть ещё и третий элемент - отечественные предприниматели. По разным причинам они также не проявляют заметного рвения в осуществлении модернизационных преобразований. У них, как говорится, свои игры и свой интерес. Достаточно вспомнить многолетний спор главных акционеров «Норильского никеля», приобретающий особое звучание, если учесть, как справедливо пишут СМИ, что от их ума, совести и здравого смысла зависит судьба и жизнь десятков и десятков тысяч жителей Норильска, которым больше негде работать, кроме как на ГМК. Так-то оно так, но все разговоры о социальной ответственности бизнеса уходят на задний план, если на кону возможность влиять на многомиллиардные долларовые потоки…

Вспоминается старый анекдот: «В вагоне метро перед сидящими мужчинами стоит с сумками женщина и говорит вполголоса, что джентльменов нет. Джентльмены есть, – отвечают мужчины, - это мест нет!»

Хорошо глядеть на журавля в небе, держа синицу в руках. Принципиально важно понимать, что и «идущие сверху» инициативы, и давно назревшие (а то и перезревшие) местные проблемы находятся во взаимно-причинном соответствии и могут быть успешно решены лишь в единстве, одновременно. Только при таких условиях появится возможность естественно и обязательно привлекать самих жителей к преодолению накопившихся затруднений и осуществлению местных планов. Буквально поставив долгожданное благополучие в зависимость от результатов их непосредственного труда.

Но это и есть достижение общественных целей через удовлетворение конкретного индивидуального интереса, избавляющее от многословных рассуждений о модернизации как современной возможности улучшить жизнь каждому из нас. Ибо человек, работающий заинтересованно и добросовестно, как правило, стремится сделать свой труд и его результаты более эффективными, качественными и конкурентными.

сегодня ещё во многом пассивное, станет активным союзником власти, настойчиво и целеустремлённо воплощающим в жизнь её (=свои) планы модернизации России. Тем самым реально и весьма существенно сокращая возможности для модернизации криминала…