Сколько вешать в граммах?

| статьи | печать

Мажоры и миноры

Премьер-министр Владимир Путин на инвестиционном форуме «Россия зовёт» (Москва, сентябрь, 2010 год) объявил новую повестку Правительства – «Устойчивое развитие и модернизация ключевых отраслей экономики». В подтверждение серьёзности намерений министр финансов Алексей Кудрин заявил, что через три года российская экономика должна выйти на темпы роста 7-8% в год и для этого надо создать основы устойчивой финансовой системы. Помощник Президента Аркадий Дворкович, видимо, не желая в очередной раз повторять уже затасканные слова о модернизации (или стремясь внести личный вклад в терминологические изыски), расширил общепринятые понятийные рамки оптимистическим утверждением о желаемом полном обновлении - вместо уныло-пессимистичного посткризисного восстановления.

Как хотелось бы верить, что ещё немного, ещё чуть-чуть… и – долгожданный процесс пошёл! Но нет. Пожалуй, даже не по кругу ходим – на месте топчемся! Потому что шаг за шагом растут завалы, этими же шагами воздвигнутые. И вот факты.

В российской экономике недопустимо низок, порядка 20%, уровень отношения объёма инвестиций к ВВП – общеизвестный международный критерий оценки. Как следует из мировой практики, для осуществления инновационной политики и заявленных модернизационных преобразований данное соотношение необходимо хотя бы удвоить. Нас убеждают, что бюджетный дефицит сделать это не позволяет. Что, однако, не сказывается на ежегодных оттоках капитала за рубеж в десятки миллиардов долларов. И не вдохновляет компетентные госорганы на апробированные рыночные меры, стимулирующие отечественные инвестиции в рамках государственно-частного партнёрства.

Зато большие планы возлагаются на зарубежных инвесторов. Правда, призывы к иностранным бизнесменам вкладываться в российскую экономику на деле зачастую оборачиваются действиями госструктур, такой политике противоречащими. Так, объявленная Правительством масштабная приватизация (с нескрываемой надеждой на масштабные иностранные инвестиции) – тщательно продуманная и просчитанная, по словам чиновников, уже породила множество вопросов.

Действительно, весьма актуальными, впрямую затрагивающими интересы потенциальных инвесторов, являются среди них такие, как законодательная защита прав миноритарных акционеров и гарантии права собственности. По словам премьера, Правительство работает в этом направлении аккуратно и сдержанно, выправляя некачественное правило, чтобы снять риски для инвесторов – независимо от размера пакета принадлежащих им акций.

Но вот что удивительно. По сообщениям СМИ, в настоящее время находятся на рассмотрении, в том числе и в Госдуме, законопроекты, предоставляющие мажоритариям возможность одобрять некоторые сделки с заинтересованностью без участия миноритаритарных акционеров, ограничивать объём раскрываемой информации (т.е. право миноритариев на информацию), выдавливать их из совета директоров компании. Они же (миноритарии) в основном не имеют или имеют весьма ограниченный доступ к документации «дочек» и «внучек», на которые, по решению руководства компаний и мажоритариев, могут переводиться денежные потоки, скрывая тем самым реальные прибыли и сокращая начисляемые акционерам дивиденды. Должного юридического развития и поддержки не получают также предложения о разумном ограничении перекрестного владения акциями компаний, укреплении института независимых директоров. Понятно, всё это отнюдь не повышает уровень и качество защиты прав миноритариев.

На подобные многолетние трудности миноритариев регулярно и с полным основанием, но скорее безуспешно, чем результативно, указывают специалисты и комментаторы. Ибо данные экономические и юридические аспекты, в совокупности с недопустимой монополизацией, слабой конкуренцией и др. – одно из свидетельств низкой развитости демократических институтов в российской экономике, а следовательно, неэффективно действующих в ней рыночных регуляторов.

Между тем попытка отмеченных недемократичных новаций противоречит президентскому курсу. Выступая на мировом политическом форуме в Ярославле (сентябрь, 2010 год), Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что демократия является всё-таки обязательным условием развития России как государства и развития России как большой экономической и политической (выделено авт.) системы.

Следовательно, «нелегкая жизнь» миноритариев – не случайный элемент системной проблемы с единственным адекватным решением: всесторонней общественной демократизацией, в том числе экономических отношений. Попытка «протолкнуть» (одновременно с провозглашенной президентом политикой демократических преобразований!) поправки, урезающие эти самые демократические нормы в экономическом блоке законов, – коллизия, немыслимая для демократического общества и правового государства. Тем более, что, по убеждению президента страны, всесторонняя демократизация и модернизация экономики – взаимозависимые факторы успешного общественного развития.

Причем, в той или иной мере, «приёмы», характерные для частных компаний, в немалой степени характерны и для компаний с государственным участием, и госкорпораций – порождая в их деятельности коррупционную составляющую, очевидную для общественности.

Так, опрос, проведённый весной 2010 года аналитическим центром ЭЖ, показал, что, по мнению 60% читателей, именно в «дочки» и «внучки» переводят активы из головной компании (регулярно или «когда петух клюнет»). Они же, в случае необходимости, становятся «запасными аэродромами». Четвёртая часть опрошенных видит легитимную возможность организации через дочерние компании параллельной коммерческой деятельности. Лишь 10% верят в стремление госкомпаний и госкорпораций наилучшим образом выполнить задачи, поставленные государством. Но, видимо, напрасно.

Серьёзность ситуации подтверждается событиями последнего времени – Правительство приступает к политике «принуждения» госкомпаний к инновационным действиям. Речь идёт не только о написании подробных программ развития (напишут – кто бы сомневался!), но и о принятии конкретных обязательств на ближайшие 5-7 лет. В частности, повысить на 5% производительность труда и энергоэффективность, снизить себестоимость и улучшить потребительские качества продукции. А также изучать программы развития зарубежных корпораций, создать научно-технические советы, ввести должность директора по инновациям и т.д., и т.п… Соответствующие показатели должны быть использованы и при оценке управленческой деятельности на всех уровнях. Всё это напоминает что-то до боли знакомое и особого оптимизма не вселяет. Еще бы: к модернизационным преобразованиям российские компании будут принуждать. И, как это часто происходит, весьма велика вероятность, что административная составляющая будет доминировать над естественной конкурентной – выхолащивая процесс…

Шумим, братцы, шумим!

Год назад была опубликована статья Д. Медведева «Россия, вперёд!», в которой обозначены пять стратегических направлений экономической модернизации: создание энергоэффективных производств и новых видов топлива, развитие ядерных технологий, совершенствование информационных технологий и развитие глобальных общедоступных информационных сетей, развитие космической техники и инфраструктуры, разработка и производство современного медицинского оборудования, средств диагностики и медикаментов. Понятно, словами сформулированное главой государства, словами же одобрено и поддержано на всех уровнях. И далее, как говорится, контора пишет.

Свёрстаны планы двух комиссий – при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики и при Правительстве РФ по высоким технологиям и инновациям.

На днях Президент в очередной раз подтвердил неизменность курса на выполнение национальных проектов: Здоровье, Жильё, Образование, Развитие АПК.

С каждым годом становится вёе более обоснованной и весомой программа «Стратегия-2020».

Не пройдём мимо доклада Института современного развития «Россия XXI века: образ желаемого будущего». Совсем недавно всколыхнул общество вывод его руководителя Игоря Юргенса, заявившего, что модернизации России мешает сам народ – основная масса наших соотечественников живёт в прошлом веке и развиваться не хочет. Попутно отметим, президент озвучил совсем другую информацию – он уверен, что общество восприняло модернизационную повестку дня.

Представительный V Национальный конгресс «Приоритеты развития экономики: Модернизация промышленности России» (Москва, октябрь 2010 года) в качестве приоритетов развития и модернизации экономики назвал: жилищное строительство, развитие инфраструктуры и ЖКХ; повышение эффективности ТЭК; повышение уровня здравоохранения и модернизация медицинской промышленности; повышение уровня промышленной безопасности; создание и внедрение в производство инновационных разработок ОПК в целях комплексного переоснащения Вооружённых Сил; обеспечение продовольственной безопасности и развитие аграрной промышленности; развитие банковской системы и механизмов долгосрочного государственно-частного финансирования. Как видим, всё также актуально и правильно изложено.

На упомянутом в начале статьи форуме «Россия зовёт» Председатель Правительства заявил о новой повестке – устойчивом развитии и модернизации ключевых отраслей российской экономики.

Состоялось очередное заседание рабочей группы по иннограду «Сколково» - амбициозной попытке построить аналог американской «Кремниевой долины». Правда, о многомиллиардном бюджете, реальных льготах и преференциях нам известно много больше, чем о планах «инновационного прорыва». Тем примечательнее высказывание одного из кураторов проекта Виктора Вексельберга, который, рассуждая, что для успеха потребуются люди, деньги и спрос на инновации, отметил: «Как ни странно, первого и третьего у нас нет – есть только деньги».

Зато объявлено о создании Клуба друзей Сколково и о том, что до конца года начнётся софинансирование первых проектов. Предложено ввести упрощённый механизм выделения денег инноваторам в Сколково и раздать 2–3 млрд долл. хорошим людям (?! – выделено ВТ) на инновации – даже рискуя потерять эти деньги, потому что у Сколково должно быть право на ошибку. С полной уверенностью можно утверждать, что выделенные суммы будут успешно освоены. Чего не скажешь о вероятности достижения заявленных целей.

Наконец, на наших глазах разворачивается прямо-таки курьёзная борьба «нанайских мальчиков» - двух одноименных общественных движений, за которыми маячат «две России» - одна – «Единая», другая – «Справедливая». Конкурировать они будут явно не в экономике, но слова те же, угадываемые и привычные слуху: модернизация, конкуренция, демократия, инновации…

Словом, не перечесть множества стратегических программ, концепций и фирменных разработок – претендующих на новизну, повторяющихся или противоречащих друг другу, рациональных и скандальных, глубоких и не очень. Не менее велики и ряды тех, кто готов денно и нощно, не жалея сил и живота своего – трубить и призывать, рассказывать и доказывать, как будет хорошо завтра, стоит лишь начать сегодня. И что дело не за ними, активными, трудолюбивыми и всезнающими агитаторами и пропагандистами, а за другими – теряющими квалификацию и неуверенными в себе непосредственными исполнителями, именуемыми «российский народ».

Помнится, несколько лет назад на телевидении «крутили» рекламный ролик, один из героев которого – продавец в магазине – настойчиво спрашивал покупательницу колбасы: «Сколько вешать в граммах?» Скромный работник прилавка ответственно, со знанием дела добивался конкретики, без которой нельзя качественно выполнить работу.

Конечно, страна – не магазин. Но это не значит, что у государства и общества должно быть планов громадьё, точнее, такое их нагромождение, в котором специалисту разобраться непросто, не говоря уже о простом обывателе. Столь печальный вывод подтверждает опрос аналитического центра ЭЖ, свидетельствующий, что более чем две трети респондентов не знают основных положений национальной программы инновационного развития и модернизации российской экономики. Хотя точнее говорить об основных предложениях этой, ещё не сформулированной (но уже финансируемой?!) программы.

Иными словами, те, чей интеллект, способности и другие достоинства есть важнейшее условие достижения искомого результата, – ни сном, ни духом не ведают «что? где? когда?». И не народ «не достоин» власти – сама власть не имеет чётких представлений и ясных ответов, с одной стороны, провозглашая взаимообусловленность и взаимозависимость демократии и модернизации, с другой – допуская противоречащие друг другу действия.

Посткризисная эйфория («могло быть хуже!») идёт на убыль. По данным Росстата, россияне разочарованы состоянием отечественной экономики: в III квартале этого года индекс потребительской уверенности впервые упал с начала 2009 года. Люди разуверились в реальности позитивных перемен, на фоне растущих цен и инфляции ожидают падения доходов и ухудшения экономической ситуации в целом. Российская экономика всё ощутимее входит в стагнацию, совсем не похожую ни на устойчивое развитие, ни на полное обновление

В то время, когда ведущие государства «уходят в отрыв», в первую очередь в экономике, модернизируют производство, внедряют инновации, завоёвывают мир высокими технологиями и качественным хайтеком, последовательно формируют постиндустриальную «экономику знаний», мы убаюкиваем себя движением бесчисленных решений – вместо целенаправленного, системного и решительного движения хотя бы в одном стратегически важном практическом направлении.

Так что вопрос «Сколько вешать в граммах?» остаётся открытым…