Просроченная задолженность по налогам: списываем на законном основании

| статьи | печать

До последнего времени законодательство не предусматривало возможности исключения из лицевого счета задолженности по налогам в случае, когда истекал срок давности взыскания налога и фактически взыскать его инспекция уже не могла. Поправки, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ в ст. 59 НК РФ, изменили эту ситуацию, расширив перечень оснований, по которым недоимка может быть признана безнадежной к взысканию.

История вопроса
…официальная

Действующая ранее редакция Налогового кодекса РФ фактически не устанавливала ни порядок, ни срок списания задолженности по налогам (пеням, штрафам), много лет числящейся за налогоплательщиком по тем или иным причинам.

В пункте 3 ст. 44 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога в отношении юридических лиц прекращается в связи:

— с уплатой налога;

— ликвидацией организации после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;

— возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

В статье 59 НК РФ были названы основания для списания безнадежных долгов по налогам и сборам: недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера. Задолженность признавалась безнадежной и списывалась в порядке, установленном:

— Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам;

— исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями — по региональным и местным налогам.

Во исполнение этого положения постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее — постановление № 100) единственным основанием списания числящейся за организацией-налогоплательщиком задолженности названа ее ликвидация в соответствии с установленным порядком. В иных случаях задолженность по уплате налога продолжает числиться за налогоплательщиком неопределенное время.

Таким образом, истечение срока давности взыскания налога (причина юридического характера) не являлось для налоговых органов основанием для списания задолженности из карточки расчетов с бюджетом. Об этом свидетельствуют многочисленная судебная практика и разъяснения финансовых органов.

Из ряда разъяснений Минфина России следовало, что у налогоплательщика нет возможности избежать отражения в лицевом счете задолженности по налогам, пеням, штрафам, взыскать которые налоговый орган не может из-за отсутствия правовых оснований (письма от 25.05.2007 № 03-02-07/1-259, от 17.08.2007 № 03-01-03/7-94, от 15.10.07 № 03-01-10/8-291 и др.).

Практика работы налоговых органов показывает, что следствием такой задолженности могут стать невозможность выезда за границу (для физических лиц), зачет текущих платежей в счет числящейся недоимки, невозможность получения кредита в банке и другие отрицательные последствия.

Кстати
В Определении Конституционного суда РФ от 03.04.2007 № 334-О-О указано, что налоговый орган не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в НК РФ.

…и судебная

Попытки налогоплательщиков заставить налоговый орган исключить из лицевого счета недоимку, срок давности которой истек, не всегда для налогоплательщиков оканчивались успехом.

Суды, разделяя позицию налогового органа, отмечали, что наличие в документах внутриведомственного контроля сведений о какой-либо задолженности, в том числе и по штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков. Доводы налогоплательщика, к примеру, о том, что сведения лицевого счета о наличии задолженности создают препятствия для ведения экономической деятельности, поскольку влияют на возможность получения кредита, как правило, во внимание не принимались (постановление ФАС Центрального округа от 13.05.2005 по делу № А36-287/12-04).

Однако в судебной практике есть случаи, когда в качестве оснований для признания задолженности безнадежной применялись основания, постановлением № 100 прямо не предусмотренные. Вынося подобное решение, к примеру, ФАС Поволжского округа в постановлении от 26.08.2004 по делу № А55-4606/04-6 указал, что налоговый орган должен руководствоваться в первую очередь нормами налогового законодательства, то есть ст. 59 НК РФ, которая не содержит ограниченного перечня оснований для признания задолженности безнадежной (см. также постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2003 по делу № А08-4485/03-18).

Высший арбитражный суд также внес свой вклад в проблему списания безнадежной к взысканию задолженности. В постановлении ВАС РФ от 11.05.2005 № 16507/04 указано, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам, нереальным к взысканию, и списывать соответствующие суммы. Поэтому при отсутствии предусмотренных постановлением № 100 оснований для признания налоговой недоимки федерального уровня безнадежной у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не может быть оснований удовлетворять заявление налогоплательщика об исключении из его лицевого счета сумм недоимки и задолженности по пеням. В свою очередь суды не вправе понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Последующие подходы арбитражных судов к разрешению подобных споров, как правило, основываются именно на таком понимании смысла нормативных положений ст. 59 НК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 по делу № А06-4902/2007, Северо-Кавказского округа от 03.04.2008 № Ф08-1640/08-601А, Уральского округа от 10.12.2007 № Ф09-10069/07-С3, Западно-Сибирского округа от 07.03.2007 № Ф04-301/2007(31052-А46-26) и Восточно-Сибирского округа от 25.08.2006 № А58-8066/05-Ф02-4274/06-С1).

Между тем исходя из системного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 113 НК РФ и универсальности воли законодателя, выраженной в указанных нормах, окончательный срок для взыскания недоимки составляет три года. Поэтому безнадежными и подлежащими списанию должны быть признаны долги по налогам и сборам, по которым истек трехлетний срок давности для их взыскания.

Правомерность признания данного основания для списания безнадежной налоговой задолженности признается отдельными судебными инстанциями (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2003 по делу № Ф09-1827/03-АК). Подобные решения судебные органы основывают на том, что, хотя действующее постановление № 100 и нормативные акты региональных и местных органов исполнительной власти не предусматривают в качестве основания для признания налоговой задолженности безнадежной истечение сроков давности для ее взыскания, задолженность подлежит списанию в связи с отсутствием у налогового органа реальной возможности в установленном законом порядке взыскать недоимку по налогу. При таких обстоятельствах взыскание с истца недоимки по налогам невозможно в силу причин юридического характера и, следовательно, признание ее судом безнадежной обоснованно.

В Определении от 08.02.2007 № 381-О-П Конституционный суд РФ отметил, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Развитие этой мысли просматривается в Определении Конституционного суда РФ от 03.04.2007 № 334-О-О. В нем сказано, что федеральный законодатель вправе предусмотреть условия, в которых взыскание недоимки, в том числе начисленных на сумму не уплаченных в срок налогов пеней, объективно невозможно, и соответствующие основания.

Безнадежная недоимка в новой редакции

Согласно ст. 59 НК РФ в редакции Закона № 229-ФЗ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

— ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

— признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

— смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;

— принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Предусмотрено также, что законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Теперь порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

В заключение следует сказать, что истечение сроков взыскания налога не влечет для налогоплательщика автоматического исключения недоимки из карточки расчетов с бюджетом. Как сказано в подп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ, для этого необходимо принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, то есть налогоплательщик должен инициировать соответствующее судебное решение.