Стратегическое управление. Как оценить эффективность?

| статьи | печать
Стратегическое управление. Как оценить эффективность?

Стремительные и малопредсказуемые изменения, происходящие сегодня в мире бизнеса, предъявляют новые, значительно более жесткие требования к эффективности управления компаниями. При этом важно не только достичь какого-то успеха за короткий отрезок времени, но и получить долгосрочное конкурентное преимущество. А это означает, что на первый план выходит стратегическое управление.

Для оценки эффективности принимаемых управленческих решений необходимо определить цели, которые стремится достичь компания, и выбрать показатели, характеризующие движение к нужным целям.

Сегодня деятельность многих компаний зачастую выглядит следующим образом:

● интересы акционеров, продекларированные в миссии предприятия не влияют на каждодневную деятельность персонала;

● планирование ведется по «норме» прироста прибыли, а не максимизации стоимости капитала;

● новые продукты, разработки и инвестиции оцениваются исходя из прогнозов прироста прибыли в краткосрочной перспективе без анализа долговременного эффекта инвестиций;

● финансовая деятельность и стоимость компании оцениваются по данным бухгалтерского баланса.

Данный стиль управления нельзя назвать ориентированным на увеличение стоимости компании, а неизбежные при таком управлении ошибки в оценке эффективности того или иного решения нередко приводят к значительному ухудшению ее финансового состояния. Исправить положение возможно лишь внеся существенные коррективы в действующую систему управления.

Требования к системе управления

Поскольку главной внутренней экономической целью деятельности компании является увеличение стоимости капитала, то, создавая новую систему управления, целесообразно перейти на концепцию управления бизнесом, основанную на стоимостном подходе (Value Based Management), когда деятельность каждой бизнес-единицы направлена в первую очередь на увеличение стоимости всей компании в целом.

Для повышения эффективности проектируемая система должна обладать высокой адаптивностью к быстро изменяющимся условиям ведения бизнеса: быстро реагировать на управляющие воздействия, иметь подсистему «раннего оповещения», а также службы прогнозирования и планирования изменений.

Кроме того, необходимо выбрать показатели, позволяющие оценивать результаты как управляющих воздействий, так и предполагаемых изменений.

При оценке эффективности управления, нацеленного на создание стоимости, один из идеологов стоимостно-ориентированного управления Томас Коупленд предлагает использовать «концепцию шестиугольника», позволяющую количественно оценить воздействие таких стоимостных рычагов, как:

● информационный обмен с инвесторами;

● совершенствование внутренних процедур;

● реализация активов компании;

● использование потенциала роста (как естественного, так и реализуемого через слияния/поглощения);

● разработка более эффективных финансовых схем.

Кроме того, данная концепция помогает руководству компании определять, какую дополнительную стоимость способна принести существующая структура или предполагаемая ее реорганизация и где кроются самые серьезные перспективы.

Повышение стоимости

Для внедрения стоимостно-ориентированного управления руководству компании необходимо создать условия функционирования предприятия, при которых действия всех служб будут направлены на создание и увеличение этой стоимости:

● установить четкие количественные индикаторы, увязанные с созданием стоимости;

● при управлении бизнес-портфелем стремиться к максимизации стоимости включаемых в него проектов, проводя при необходимости его радикальную реорганизацию;

● убедиться, что организационная структура и корпоративная культура подчинены требованию создания стоимости;

● определить ключевые факторы создания стоимости, характерные для каждого бизнес-подразделения;

● наладить эффективное управление бизнес-подразделениями, установив для них специфические целевые индикаторы и строго контролируя результаты их деятельности;

● повысить мотивацию менеджеров и рядовых работников к созданию стоимости, используя различные формы поощрения.

Показатели и индикаторы

Выбор количественных показателей или индикаторов должен позволять вести как мониторинг текущей деятельности, так и количественно оценивать предлагаемые стратегические решения.

При стоимостно-ориентированном управлении данные показатели необходимы для решения следующих задач:

1. разработка планов и стратегий развития бизнеса (бизнесов);

2. оценка эффективности менеджмента;

3. оценка эффективности деятельности компании в целом и отдельных бизнес-единиц;

4. определение реальной стоимости бизнеса (бизнесов).

При выборе системы показателей следует учитывать сложность их получения, объем необходимой первичной информации и требования к ее достоверности.

На сегодняшний день уже разработаны и применяются множество показателей, позволяющих с той или иной степенью достоверности количественно оценить изменение стоимости компании в зависимости от принимаемых решений. Среди них можно назвать такие, как стоимость чистых активов, капитализация прибыли, дисконтированный денежный поток, экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added) (см. «ЭЖ» № 12, 19, 23, 26).

Для повышения точности и качества оценок лучше использовать несколько различных показателей, сравнивая и анализируя их значения.

Такие часто используемые показатели, как ROA (Return Of Assets) или ROI (Return Of Investments) не отражают затраты на привлечение капитала («стоимость» капитала), что может сильно исказить реальный эффект от инвестиций и даже скрыть реальную убыточность предпринимаемых или предполагаемых решений (см. пример).

Дисконтированный денежный поток (DCF или FCF) близок, по сути, к EVA, однако для получения значения реального прироста стоимости компании необходимо все-таки проводить непосредственное сравнение стоимости «до» и «после» инвестирования капитала, что значительно затрудняет его использование для оценки финансовой привлекательности альтернативных решений.

Приведенные доводы показывают, что наиболее приемлемым в качестве основного инструмента оценки можно считать использование EVA, который, помимо прочего, привлекает еще и относительной простотой оценки динамики изменения стоимости, а также незначительными объемами необходимой для оценки информации.

Однако, выбирая методы и системы показателей, не следует забывать, что стремление получить максимально точные и детализированные сведения о результатах деятельности и состоянии компании в целом и каждого бизнес-подразделения в отдельности зачастую приводит к тому, что принято называть «кладбищем цифр». И даже максимальная автоматизация этих процессов не принесет желаемого результата.

Расчет экономической добавленной стоимости (Economic Value Added)

Сегодня для расчета экономической добавленной стоимости (Economic Value Added) используются две основные формулы:

(1)

EVA = (ROI – WACC) x IC

где WACC — средневзвешенная стоимость капитала (ставка дисконтирования);

ROI (Return Of Investments) — рентабельность инвестированного капитала (операционная прибыль/инвестированный капитал);

IC — инвестированный капитал.

(2)

EVA = NOPAT – WACC x IC

где NOPAT — прибыль после выплаты налогов;

IC — инвестированный капитал.

Кроме того, с помощью EVA можно также оценить и стоимость бизнеса (компании):

FV = CIAP + PV EVA AP + PV EVA NP

где FV (Firm Value) — стоимость компании;

CIAP (Capital Invested in Assets in Place) — ранее инвестированный капитал;

PV EVA AP — текущая добавленная стоимость от капитальных вложений;

PV EVA NP (Sum of PV of EVA from new projects) – сумма текущих добавленных стоимостей от новых проектов.

Пример

NOPAT (прибыль после уплаты всех налогов) составила 1000 у.е. при затратах 8000 у.е., что позволяет говорить о рентабельности данного бизнеса (ROI) в размере 12,5%. Однако при расчете EVA, учитывающей стоимость инвестированного капитала, мы получаем другой результат:

EVA = (ROI – WACC) x IC =  (12.5% – 15%) x 8000 =  –200 у.е.

15% — ставка дисконтирования (как правило, не ниже ставки рефинансирования ЦБ), что говорит об убыточности данной операции (стоимость капитала для акционеров уменьшается). Справедливости ради, впрочем, следует отметить, что данная оценка тоже не является вполне корректной, поскольку не учитывает фактор времени использования инвестированного капитала.

Использование EVA наиболее эффективно при оценке финансовой привлекательности новых проектов, поскольку позволяет сравнить эффективность альтернативных решений с учетом затрат на привлечение капитала. Для оценки уже состоявшихся решений можно использовать дисконтированный денежный поток, сравнивая полученный результат со стоимостью капитала до осуществления инвестиций.