Эффективность народных предприятий

| статьи | печать

В 1998 г. в России вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», призванный содействовать развитию производственной демократии и преодолению противоречий между трудом и капиталом.

В соответствии с требованиями этого закона в собственности работников народного предприятия в целом и одного работника-акционера в частности должны быть акции номинальной стоимостью соответственно более 75 и менее 5% уставного капитала. Среднесписочная численность работников — 51—5000 человек. Решения общего собрания принимаются по принципу «один акционер — один голос». Размер оплаты труда генерального директора не может превышать десятикратный средний размер оплаты труда работника за отчетный финансовый год.

Мировой тренд

Первопроходцами в демократизации производственных отношений признаны США, экономику которых у нас принято считать наиболее либеральной и наименее социальной. В Европе этот процесс также является важной составляющей вложений в человеческий капитал, одним из решающих условий повышения эффективности производства. Под эгидой Евросоюза образована Европейская федерация работников-собственников, объединяющая ассоциации и союзы более 50 стран континента.

Членам ЕС рекомендовано развивать программы участия работников в управлении производством и распределении результатов. В Германии и Франции приняты законы о правовом регулировании АО, использующих принцип совместных решений. Подобные законы действуют в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Швеции, Израиле и др.

С 1992 г. предприятия с коллективной собственностью активно создаются и в Китае.

Правовое обеспечение различных форм «демократии участия» сопровождается последовательными систематическими преобразованиями, введением льготных налоговых режимов, подталкивающих к необходимым действиям собственников, работников и финансовые организации. Так, за 1974—1994 гг. конгресс США утвердил порядка двух десятков необходимых законодательных актов. Не случайны слова Рональда Рейгана — бывшего президента США, что миллионы американских рабочих, являющихся собственниками своих компаний, — лучший ответ Карлу Марксу.

Нобель-2009

В 2009 г. Нобелевскую премию по экономике присудили Элинор Остром за работы в области управления общей собственностью, не принадлежащей частнику или государству. Она доказала, что самоуправляемые сообщества (группы людей, в том числе трудовые коллективы) могут эффективно управлять общественным ресурсом (коллективной собственностью), не прибегая к традиционно противоположным схемам приватизации или национализации.

В условиях мирового экономического кризиса подобные выводы трудно переоценить. Решение Нобелевского комитета иначе как историческим и дальновидным не назовешь! Увы, российские СМИ и общественность обошли вниманием это событие.

Модернизация в действии

Статья «Народные предприятия: за и против» дает представление об экономической и социальной сущности ЗАО работников (ЗАОр). Этой цели служит и опрос, проведенный в феврале — марте 2010 г. совместно с аналитическим центром «ЭЖ».

Среди опрошенных народных предприятий Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат (Республика Татарстан), Туринский целлюлозно-бумажный комбинат, «Сухоложскасбоцемент» (Свердловская обл.), завод «Искож» (г. Йошкар-Ола), кондитерская фабрика «Конфил» (г. Волгоград), «Архангельскхлеб», «Красная звезда» (Республика Удмуртия), «Жуковмежрайгаз» (Калужская обл.). Предприятия относятся к таким отраслям экономики, как целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая и топливная промышленность, машиностроение, деревообработка, строительство.

Годовой валовой объем производства на крупных предприятиях (1000—2000 работающих) достигает 1,5—3 млрд руб., с числом занятых до 500 человек — порядка 100—500 млн руб.

За прошедшие 10—12 лет объемы производства увеличились в три — восемь раз. Это достойный ответ на известный призыв удвоить ВВП. В разы выросли также производительность труда и зарплата. Степень износа оборудования не превышает 40—50% (как исключение — до 60%). На половине предприятий 40—70% оборудования не старше пяти лет. Доходы не проедаются, а целенаправленно инвестируются. До 50% прибыли (десятки и сотни миллионов рублей) по решению трудовых коллективов ежегодно направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, составляя, как правило, 100% инвестиций.

Производственно-финансовые показатели (объемы производства и реализации товарной продукции, среднемесячная зарплата, рентабельность) — на уровне или выше средних по отрасли. 75—100% продукции поставляется на внутренний рынок, 5—25% — экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье.

Активно развивается социальная инфраструктура (на балансе предприятий — жилье, детские сады и ясли, поликлиники, пансионаты и дома отдыха, ЖКХ). На социально-культурные нужды ежегодно направляется не менее 30% прибыли. Обязательный выкуп акций у работников, уходящих на пенсию, гарантирует им солидную прибавку в десятки и сотни тысяч рублей (чем не вариант накопительной пенсии работника, прямо заинтересованного в росте стоимости акций, — не спекулятивной, а через капитализацию прибыли и реальную модернизацию производства?!).

Испытание кризисом

Экономическое положение ЗАОр в кризисном 2009 г. руководители оценили как хорошее или вполне удовлетворительное. В среднем выручка сохранилась на докризисном уровне, на отдельных предприятиях увеличилась до 20% или снизилась не более чем на 3%. Лишь на одном предприятии, традиционно ориентированном на переживающее спад автомобилестроение, она снизилась на 20—30%. Оптимизацией издержек потери частично компенсированы. В 2009 г. модернизацию производства осуществляли на большинстве предприятий, в 2010 г. ее проведут все опрошенные предприятия.

Персонал сохранен (на отдельных предприятиях временные сокращения не превысили 10%). Средняя зарплата не снизилась, а на ряде предприятий возросла. Полностью (по просьбе местных властей — досрочно, в виде авансовых платежей) выплачиваются налоги. Морально-психологический климат не ухудшился.

Быть или не быть?

Важная особенность: не проигрывая по эффективности акционерным обществам других организационно-правовых форм, ЗАОр содействуют возрождению и укреплению коллективных ценностей социума, сохраняют государственный интерес, развивая индивидуальность, преодолевают индивидуализм и жажду наживы любой ценой, атомизирующие и разъедающие российское общество.

Утвержденная Президентом РФ Дмитрием Медведевым Концепция совершенствования Гражданского кодекса предполагает изменение организационно-правовой формы АО, упразднение их деления на открытые и закрытые, преобразование в публичные и непубличные. Прекратит действие и закон о народных предприятиях. Из официальных ответов Государственно-правового управления Президента РФ, Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Минэкономразвития России следует, что в разрабатываемых законопроектах об акционерных обществах и о хозяйственных обществах будут учтены правоприменительная практика и опыт ЗАОр вплоть до написания отдельной главы.

Тем не менее наши неоднократные попытки внести объективно назревшие изменения безуспешны. Так, закон разрешает создание народного предприятия преобразованием только коммерческой организации, исключая, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Преодолеть это правовое ограничение пока не удается.

Проект федерального закона о внесении изменений в действующий Закон об АО, подготовленный Минэкономразвития России, определяет численность акционеров в непубличных АО (взамен ЗАО) не более 500. Но как быть, если работников-акционеров существенно больше? Нам не безразличны дальнейшая судьба и развитие такой формы хозяйствования, как народное предприятие. Есть ряд вопросов по данному проекту, но нет обратной связи с разработчиками. Неужели кому-то выгодно, чтобы вместо общественно полезной деятельности и активного участия в модернизации российской экономики мы боролись за выживание?

Президент РФ призвал к широкому обсуждению предлагаемых проектов федеральных законов. Настоящей статьей мы публично заявляем ведомствам-исполнителям о готовности представителей народных предприятий к конструктивному участию в разработке соответствующих разделов упомянутых законопроектов.

Как известно, по инициативе Д. Медведева разрабатывается совместная программа «Партнерство для модернизации» между Россией и Европой. Использование богатейшего европейского опыта экономической демократии, создания предприятий малого и среднего бизнеса, принадлежащих работникам, могло бы стать важным долгосрочным направлением данной программы, содействующим решению актуальной проблемы — демократизации производственных отношений в российской экономике.

От редакции. По просьбе автора статья направлена в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Минэкономразвития России.