В Госдуму внесён законопроект о введении механизма ликвидационного неттинга

| новости | печать

Документ направлен на совершенствование механизмов срочного рынка.
Как говорится в пояснительной записке к документу, внесённому Правительством РФ, одним из главных факторов, серьёзно сдерживающих развитие срочного рынка, является отсутствие однозначной возможности использования механизма ликвидационного неттинга в отношении всех финансовых сделок, заключённых в рамках единого договора, в случае введения процедур банкротства в отношении одной из сторон по договору.
В связи с этим необходимо внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве), легализующих институт «ликвидационного неттинга», то есть механизма определения нетто обязательства по финансовым сделкам в рамках процедур банкротства.
В частности, законопроект устанавливает основные требования к порядку определения нетто обязательства. Определяется порядок расчёта денежных обязательств, связанных с неисполнением обязательств по финансовой сделке, связанных с поставкой товара, ценных бумаг, валюты или иного имущества. При определении нетто обязательства будет применяться общая процедура, в соответствии с которой определение нетто обязательства будет осуществляться кредитором путём заявления соответствующих требований в рамках процедуры банкротства должника либо арбитражным управляющим путём предъявления к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о её взыскании.
С целью исключения злоупотреблений данным инструментом в ходе конкурсного производства в законодательстве о банкротстве предлагается установить признаки и характеристики соответствующих договоров, категорию сделок, в отношении которых можно проводить ликвидационный неттинг, а также порядок определения нетто обязательства. При регулировании процедур ликвидационного неттинга предлагается регламентировать право конкурсного (внешнего) управляющего в части отказа от исполнения финансовых сделок должника (от исполнения договоров и иных сделок), заключённых в рамках единого договора.
Согласно действующему законодательству, используя право отказа от исполнения сделок, конкурсный управляющий может отказаться от части заключённых в рамках единого договора сделок с финансовыми инструментами, которые с точки зрения должника находятся «вне денег», что приведёт к нарушению целостности механизмов определения нетто обязательства. Для устранения отмеченного противоречия предлагается установить, что управляющий вправе отказываться от исполнения срочных сделок, заключённых в рамках единого договора, только в отношении всех существующих между кредитором и должником обязательств, объединённых таким соглашением.