Ужесточение наказаний за финансовые махинации. Что изменилось

| новости | печать

Эксперты рассказали «ЭЖ», как изменилась практика за 30 лет 

Банально, но тем не менее истинно, что технологии влияют на окружающий мир, в том числе на способы совершения преступлений. Какие-то преступления уходят в прошлое (например, все реже и реже встречаются грабежи или разбои в целях хищения одежды, практически не встречаются карманные кражи и хищения мобильных телефонов), а какие-то появляются.

Из преступлений рассматриваемой категории часто встречаются так называемые телефонные мошенничества, когда преступники под видом работников банка (полиции, прокуратуры, ЦБ, Госуслуг и так далее) получают у потерпевших сведения о их банковских реквизитах, СМС-паролях, и получают таким образом кредиты. Такие действия в настоящее время квалифицируются по ст.159.3 УК РФ.

Помимо развития информационных технологий распространение таких преступлений обусловлено безответственной политикой банков, позволяющих получать кредиты на значительные суммы дистанционно, без обеспечения и без проверки личности заемщика. И самое неприятное, что жертвами мошенников зачастую становятся наименее защищенные слои населения – пожилые люди, которые доверчивы просто в силу возраста.

После того, как потерпевший сообщит мошеннику СМС – пароль, у последнего появляется возможность взять кредит и перечислить деньги на подконтрольные ему карточные счета. Самое неприятное, что несмотря на возбужденные правоохранительными органами уголовные дела, суды в спорах о взыскании задолженности по кредитам встают на сторону банков.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, введение СМС-пароля (и его аналогов) расценивается как подпись заемщика в кредитном договоре. Исключением являются ситуации, когда устройство выбыло у потерпевшего помимо его воли (см. например определение Верховного суда РФ от 16.12.2022 по делу № 5-КГ22-127-К2).

Реже встречаются хищения денежных средств с банковских счетов граждан и организаций путем взлома информационных ресурсов кредитных организаций. Квалифицируются такие действия по ст.159.6 УК РФ.  Сравнительная редкость таких преступлений обусловлена необходимостью для преступников иметь высокую квалификацию.

В 90-е годы самым массовым преступлением рассматриваемой категории являлись печально известные «пирамиды». В настоящее время они тоже встречаются, хотя и значительно реже. Собственно «банковские» преступления могли совершаться только в случае предъявления поддельных документов, являющихся основаниями для получения денег, и конечно они были значительно менее распространены. 

Ранее (в 90-х и 2000-х годах) хищения при помощи электронных средств платежа и так называемые «хакерские» мошенничества (если они были возможны) квалифицировались по единой 159 статье УК РФ. В настоящее время законодатель дифференцировал виды мошенничества, в результате чего ответственность за ряд преступлений стала регламентироваться специальными нормами Уголовного кодекса РФ.

В целом, в настоящее время ответственность за данные виды преступлений смягчилась – законодателем исключен нижний предел срока лишения свободы (то есть теоретически суд может назначить осужденному минимально возможный срок, в соответствии с ч2 ст.56 УК РФ – от 2 месяцев), введены назначаемые в качестве основных наказания, не связанные с изоляцией от общества. Вместе с тем, сложившаяся судебная практика более сурова.

Авторы комментария еще помнят приговоры, когда за хищения в особо крупном размере суды назначали лишение свободы условно. На фоне многочисленных убийств и других насильственных преступлений, «беловоротничковые» мошенничества казались менее общественно опасными. В нынешнее время за хищения в особо крупном размере суды практически безальтернативно назначают в качестве меря наказания реальное лишений свободы.