Большинство зарубежных производителей продолжают вести деятельность в РФ

| новости | печать

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ проанализировали контент 727 публичных заявлений и дополнительно – действия 280 промышленных предприятий последнего инвестиционного цикла, запущенных в России в период с 2012 г. по 2020 г., – в контексте их публичной реакции на обострение международной обстановки. Выяснилось, что около 67% иностранцев заявили о сокращении количественных (чаще всего, инвестиционных), либо качественных параметров деятельности. Чуть менее 1% официально подтвердили продолжение операций и сохранение собственности материнской компании на российские активы.

 17% от общего числа проанализированных предприятий последнего инвестиционного цикла сообщили о приостановке производства по объективным причинам: нехватка сырья и комплектующих, сложности оплаты поставок, торговые и логистические ограничения и др. Лишь 16% российских подразделений зарубежных производственных корпораций заявили о планах полного прекращении деятельности в России.

Среди факторов, которые определили реакцию иностранных промышленников, исследователи выявили политические, отраслевые, легальные и два бизнес-фактора: особенности материнской компании и особенности организации и функционирования российского подразделения. «Интересен феномен «семейных» промышленных компаний. Ни в одном случае в отношении заводов, открытых главами семейных фирм, не было заявления о уходе с российского рынка», – отметил Игорь Гурков, один из авторов исследования, профессор-исследователь Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Определяя категоризацию фактических действий зарубежных игроков на российском рынке с весны 2022 года, исследователи выявили четыре основных типа:  

1. расширение объемов и ассортимента производства, захват освобождающихся рыночных ниш – так действуют, в основном, семейные фирмы;

2. быстрая ликвидация производства, имеющего даже косвенное отношение к развитию российского военно-промышленного комплекса;

3. привлечение на простаивающие мощности компаний из «дружественных к России стран», например, китайских автопроизводителей;

4. поддержание оборотов производства и поиск партнеров для продажи (смены страны происхождения) собственника российских активов.

По данным исследователей, после 2020 года средний рост годовой выручки российских подразделений зарубежных промышленных компаний в рублях составил 36%. «Такого роста не было в последние 20 лет. Российские подразделения в 2021 году оказались очень выгодными для материнских компаний. Поэтому основная часть западных корпораций старается сохранить присутствие на российском рынке», – резюмировал Игорь Гурков.