Итоги года: рынок FM-услуг продолжает расти

| новости | печать

Facility Management (FM) – это сегмент бизнеса, который занимается обслуживанием и эксплуатацией недвижимости. О том, как развивался рынок FM-услуг в 2022 году рассказывает Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management.

В целом объем рынка FM-услуг постоянно растет. Причина проста: любое здание, независимо от его назначения и наличия в нем арендаторов, нуждается в обслуживании и эксплуатации. Например, по итогам 2022 года только в сегменте коммерческой недвижимости Москвы наш рынок вырос более, чем на полмиллиарда рублей. Именно в такую сумму обойдется минимальное обслуживание и эксплуатация всех новых офисных и торговых площадей, которые должны были ввести в уходящем году.

Основными факторами, определяющими тенденции рынка эксплуатации зданий, является импортозамещение и снижение расходов. В течение всего года вопрос о замещении запчастей и комплектующих для обслуживания импортного оборудования стоял достаточно остро. Поэтому усилия специалистов были направлены на решение этих задач, поиск новых поставщиков, тестирование аналогов оригинальных запчастей. Экономические сложности и стремление собственников зданий сократить расходы также стало определенным вызовом для FM-рынка.

В какой-то степени решению этой задачи помогает внедрение цифровых решений для управления и эксплуатации недвижимостью. По нашим оценкам внедрение «умной» системы эксплуатации здания может снизить затраты на эксплуатацию на 5-10%. Еще одна сложность сегодняшнего рынка – отсутствие нужного количества специалистов. В первую очередь речь идет о специалистах-инженерах высокой квалификации.

Наша компания традиционно делает ставку на диверсификацию бизнеса и работу с клиентами из разных сегментов рынка. Эта стратегия позволяет бизнесу быть максимально устойчивым и развиваться, минимизируя влияние внешней среды. Успешность этой стратегии мы ощутили и в период пандемии, и в 2022 году, когда ситуация в разных сегментах недвижимости развивалась по-разному.

Кроме того, мы традиционно уделяем большое внимание развитию и обучению персонала, а также цифровизации своих услуг. В результате постоянного подбора квалифицированных специалистов, собственным программам обучения, мы сейчас имеем достаточное количество лицензированных сотрудников всех необходимых специальностей.

Благодаря этому, мы активно развиваем экологическое сопровождение собственников недвижимости, оказываем услуги по обслуживанию специфических видов недвижимости, требующих особых знаний и навыков. Например, занимаемся эксплуатацией очистных сооружений.

Если говорить о прогнозах на 2023 год, рынок FM-услуг во многом зависит от состояния рынка коммерческой недвижимости. В настоящее время наибольшими темпами развивается складской сегмент. Что касается торгового и офисного, то в этих сегментах, скорее всего, будут востребованы работы по наиболее экономичному содержанию пустующих помещений, поддержанию их в «рабочем» состоянии. Кроме того, мы ожидаем дальнейшего развития сегмента кратковременных FM-услуг.