Итоги года: рынок услуг fit-out менялся по трем направлениям

| новости | печать

Рынок услуг по комплексному обустройству пространств, включая проектирование и меблировку, в России развивается с 2000 года. О том, какие изменения произошли в секторе fit-out услуг на фоне санкций и СВО рассказывает Александр Шнурко, коммерческий директор группы компаний Sinteza.

Мы работаем на рынке услуг fit-out в сегментах бизнес- и премиум, занимаемся обустройством под ключ жилых и коммерческих пространств — от проектирования до оснащения мебелью. На этом рынке изменения в 2022 году произошли в нескольких направлениях: в поставках материалов, структуре заказов, специфике работы fit-out компаний.

Рынок материалов в уходящем году кардинально менялся дважды. В первый раз — весной, когда из-за санкций возникли трудности с закупками. Одним fit-out компаниям пришлось сдвинуть сроки поставок на несколько недель, другим — повысить цены для заказчиков из-за колебания курсов валют и экстренной смены логистических цепочек, третьим — сделать и то, и другое. А некоторые и вовсе приостановили закупки — до тех пор, пока не стабилизируется курс и не будут найдены новые поставщики.

В тот период, в условиях неопределенности, была актуальна еще одна проблема: ажиотажный спрос со стороны россиян, который привел к быстрому «вымыванию» со складов многих позиций стройматериалов и мебели. С такой проблемой столкнулись многие участники рынка услуг fit-out. Проще всего весну-2022 пережили компании, у которых было налажено свое производство и контакты с поставщиками из дружественных стран. На их работу почти не повлияли дефицит товаров и перебои с поставками.

Вторая волна перемен была более плавной, чем весной. Она характеризовалась тем, что компании постепенно находили выход из ситуации — каждая в разное время, но примерно к середине лета все уже определились с альтернативой европейским поставщикам. Нарастили закупки в странах Азии и Востока, увеличили собственные объемы производства и складские запасы самых востребованных позиций. В итоге за год рынок значительно приблизился к импортозамещению.

Что касается второго направления — структуры заказов — изменения произошли в офисной и жилой недвижимости. В первой вырос запрос на эргономику помещений. Это случилось по двум причинам. Компании сокращают расходы на аренду и переезжают в меньшие по площади офисы, которые из-за своих габаритов особенно нуждаются в комплексном обустройстве. Требуется грамотное проектирование, зонирование, подбор функциональной и подходящей по габаритам мебели и т.д. Кроме того, в условиях дефицита кадров, который случился в 2022 году, многие фирмы стремятся привлечь и удержать квалифицированных специалистов, в том числе за счет создания комфортных офисов.

В жилой недвижимости важным изменением стало то, что заказы на fit-out стали все чаще поступать от застройщиков ЖК бизнес-класса. Раньше они исходили в основном от девелоперов, работающих в премиальном сегменте. Покупатели квартир в бизнес-классе — занятые люди, которые стараются по максимуму делегировать задачи. Обустройство квартиры — это то, что они могут доверить сторонним исполнителям и освободить время на приоритетные для себя дела. Нарастающий темп жизни постепенно делает услуги fit-out жилья необходимостью, а не роскошью.

Третье направление, в котором произошли перемены: компании стали активнее, чем раньше, расширять перечень услуг. Это позволило им диверсифицировать риски от возможного падения доходов, получая заказы в новых для себя сферах рынка, и подстраховать основной бизнес. Например, нам объединение с Coleman Group — компанией, предоставляющей полный спектр HR-услуг, — позволило не только подбирать кадры для наших клиентов, но и закрывать собственные потребности в специалистах разного профиля при реализации проектов. В то же время Coleman Group благодаря объединению сохраняет рост финансовых показателей и определяет для себя перспективные направления развития. Это не единственный пример кооперации крупных игроков в 2022 году, но он один из показательных. Компаниям из разных, но взаимодополняющих ниш рынка выгодно сотрудничать и помогать друг другу в реализации проектов.

Как будет развиваться рынок в 2023 году

Точно спрогнозировать развитие событий практически невозможно. Мы предполагаем, что в 2023-м сохранится тенденция на импортозамещение строительных материалов, мебели, дверей, инженерных систем. У российских производителей будет много возможностей получать крупные заказы в тех нишах, которые ранее были заняты премиальным импортом из Европы. Но важно, чтобы они были способны удовлетворить спрос — выпускать продукцию в больших объемах, сопоставимого с западными брендами качества и по адекватной цене.

Также считаем, что по-прежнему будут востребованы услуги fit-out для квартир бизнес-класса и для эргономичных офисов, кастомизированных под потребности конкретной компании. Это будут не только компактные по площади офисы. Несмотря на уход из России иностранных компаний, большие пространства тоже будут пользоваться спросом — его обеспечат госкомпании и крупный российский бизнес. Многие фирмы «растут» после освобождения рынка от конкурентов и арендуют дополнительные площади.

В 2023 году падения отдельных сегментов рынка услуг fit-out мы не ожидаем. Предполагаем, что продолжится переформатирование рынка, происходящее в 2022 году из-за геополитических событий. Вероятно, останется неизменной ситуация с европейским импортом, снижением доли иностранных заказчиков на услуги fit-out, стремлением значительной части российского бизнеса сэкономить и оптимизировать офисные площади.