Итоги года: сегмент средних банков ощутил заметный приток корпоративных клиентов

| новости | печать

Банковский сектор, переживший за последние десятилетия десятки кризисов и создавший огромный запас прочности, в 2022 году столкнулся с очередным стрессом, связанным с беспрецедентными санкциями, паникой клиентов, валютными и процентными рисками. Максимальное давление испытали крупные игроки рынка, оказавшиеся под прямыми санкциями. Также в полной мере испытали на себе кризис специализированные кредитные организации, занимающиеся ипотечными программами, потребительским кредитованием или обслуживающие внешнеэкономическую деятельность. О том, как развивалась ситуация в сегменте средних банков рассказывает Анатолий Вожов, заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк».

Весна 2022 года поставила перед нами необходимость попробовать спрогнозировать ситуацию в экономике и внести изменения в стратегию. Как мы помним, тогда в информационном поле ходили практически консенсус-прогнозы макроэкономистов о падении ВВП на 20%, курсе доллара под 200 рублей, оттоке вкладов и т.п. Оказалось, что самым лучшим решением было не поддаться общей панике, не менять стратегию и просто следовать за изменяющимися запросами клиентов в банковских услугах. Так, на фоне сложностей с существующими моделями трансграничных расчетов и переводов, мы практически создали новую сетку корреспондентских счетов в валютах, названия многих из которых я услышал впервые. Значительно выросли расчеты в юанях, соответственно, мы стали привлекать депозиты и выдавать кредиты в китайской валюте.

Весенние прогнозы массового оттока вкладов не оправдались с точностью до наоборот. Укрепление рубля на фоне резкого снижения объёмов наличной иностранной валюты, напротив, подтолкнуло частных лиц к применению проверенных классических инструментов сбережения капитала. Самым доступным и понятным из которых оказались банковские вклады.

Особенностью сегмента средних банков можно считать заметный приток клиентов из «пострадавших» крупных банков. Многие искали тихую гавань в стороне от пристального внимания санкционеров. В связи с притоком новых клиентов возникала потребность в продуктах и условиях, соответствующих их ожиданиям. За 2022 год мы вошли в ряд программ по государственной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляющих гарантии и субсидирующих часть процентной ставки по кредитам.

В целом ситуация с корпоративным кредитованием в 2022 году выглядела лучше, чем можно было ожидать весной. Безусловно, отмечался спад в объеме запросов. С апреля по июнь большинство компаний взяли паузу и не строили прогнозы своей деятельности дальше, чем на 3 месяца. Но ставки постепенно снижались, паника сменилась на осторожное планирование, появилась новая логистика.

Клиенты, ориентированные на импорт, ощутили потребность в кредитовании на пополнение оборотных средств, так как сроки импортных поставок стали значительно длиннее. Сектор государственного заказа проявил активность, отреагировав достаточно быстро на изменение обстоятельств. Как следствие, объемы кредитования и предоставленных банковских гарантий вернулись на прежний дофевральский уровень. Бизнес, который занял активную позицию в период максимальной турбулентности, сумел выстоять и даже приумножить результаты своей деятельности.

Конечно, ситуацию в банковском секторе благоприятной назвать нельзя, но, не стоит и впадать в пессимизм. ВВП России упадет в этом году процента на 3 (вспомним 2009 год, когда мы упали на 8%), инфляция не превысит 12%, причем в ноябре ее уровень составил всего 0,37%.

В 2023 году, как мне кажется, стоит ожидать некоторого дальнейшего ухудшения макроэкономических показателей. Мир вступает в рецессию, что может привести к падению цен на энергоносители, но одновременно упростить нам ситуацию с параллельным импортом, так как они будут должны в условиях спада продавать хоть кому-то свою продукцию, все меньше оглядываясь на страх вторичных санкций. Для средних банков, обслуживающих предприятия среднего бизнеса, через которые импорт и будет происходить, стоит задача в короткие сроки подготовить всю расчетную инфраструктуру. Участие в программах по государственной поддержке различных видов бизнеса и секторов экономики позволит в будущем предоставлять клиентам финансирование на более выгодных условиях, что и будет способствовать росту активности в корпоративном кредитовании.