Где взять деньги на послание

| новости | печать

По оценке председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, исполнение реформ, которые Владимир Путин объявил в своем послании Федеральному собранию, обойдется бюджету примерно в 8 трлн руб. дополнительных расходов в ближайшие шесть лет, или 1,3 трлн руб. в год, пишет Альфа-банк. Другая оценка – от Росбанка – примерно 20,5 трлн руб. за аналогичный период. Значительно меньшая цифра Татьяны Голиковой несколько смягчает ожидания рынка. Но в составленном проекте бюджета расходы вырастут всего на 1% в годовом выражении в 2018 г., констатирует Альфа-банк. В любом случае, это говорит в пользу того, что решение повысить налоги уже так или иначе принято, так как без данной меры будет сложно сбалансировать бюджет в условиях роста расходов, заключает Альфа-банк.

Росбанк в своем анализе стоимости президентского послания указывает, что им открывается новый цикл экономических реформ с новыми приоритетами: 1) развитием человеческого капитала путем стимулирования инвестиций в образование и здравоохранение; 2) улучшением качества транспорта и социальной инфраструктуры за счет увеличения капитальных расходов правительства и стимулирования частных инвестиций; и 3) реформированием судебной системы и таможенных процедур. Ни одна из этих инициатив не предполагает радикальных бюджетных реформ, но вместе они требуют серьезных изменений в бюджете.

Одной из самых амбициозных целей выглядит повышение производительности труда на 5,0% в годовом выражении – в то время с 2010 по 2017 г. она росла всего на 1,1%. Сейчас инвестиции в российскую экономику составляют всего 21,4% ВВП, констатирует Росбанк, что ниже, чем даже в развитых странах, где они обычно не превышают 25%. План правительства – увеличение до 25% (а затем до 27%) ВВП считается достаточным для стимулирования производительности. Но быстрый рост производительности труда в Китае, Индии или Индонезии обеспечивается куда более высоким показателем инвестиций – свыше 30% ВВП!

Такой переход потребует качественных изменений в российской экономике, уверен Росбанк, и он будет дополнительно осложнен стареющим и уменьшающимся (на 3,2 млн человек к концу 2020 годов) населением России. Поэтому стимулировать рост производительности не удастся без улучшения здравоохранения и образования, пишет Росбанк: нужно добиться повышения качества и продолжительности жизни, повышения квалификации работников.

Владимир Путин особо выделил расходы на транспортную инфраструктуру, Росбанк перечисляет приоритеты: расширение БАМа и Транссиба, развитие Северного морского пути, реконструкция и расширение сети дорог и коридор Европа – Тихоокеанский регион. Речь может идти о расходах в 11 трлн руб. – 8,4 трлн из которых даст федеральный бюджет, 2,6 трлн руб. – частные инвестиции.

Финансово-экономическим органам предстоит создать новые способы привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, ситуацию может облегчить инфраструктурная ипотека, одобренная Минфином. Всего речь может идти о 3,0 трлн руб. до 2020 г. (300 млрд руб. государственных гарантий для ипотечного фонда инфраструктуры, мультипликатор для частного рынка – 10:1).

По оценкам Росбанка, всего на объявленные Владимиром Путиным преобразования нужно 20,5 трлн руб. до 2024 г.. Но роста ненефтяных доходов будет недостаточно для финансирования заявленных инициатив. Это может потребовать перераспределения государственных расходов и смягчения бюджетного правила или увеличения налогового бремени – в отличие от Альфа-банка, Росбанк считает это менее вероятным сценарием, будет расти серый сектор экономики.

Своевременная реализация экономических реформ приведет к росту ненефтяной налоговой базы на 2,5-3,0% в годовом выражении до 2024 г., это означает увеличение общей налоговой базы на 4,0 млрд руб., или на 0,7% ВВП. В качестве отправной точки реформ Росбанк берет меры, предложенные Алексеем Кудриным: сокращение расходов на национальную оборону и безопасность с 7,4% до 6,5% ВВП, что даст примерно 6 млрд руб. в 2018-2024 гг.; оптимизация социальных расходов за счет увеличения пенсионного возраста; переход к целевому распределению субсидий, что даст еще около 7,8 трлн руб.

Оставшиеся расходы, а это 2,7 трлн руб., или 450 млрд руб. в год, должны будут финансироваться из альтернативных источников, вероятно, за счет изменения бюджетного правила: повышения цены нефти, после которой Минфин начинает скупать валюту, и пересмотра прогноза валютного курса.

Но, предупреждает Росбанк, инвестиции в человеческий капитал не оказывают мгновенного влияния на экономический рост: должно пройти 5-10 лет. А тот эффект, который дадут инвестиции в российскую инфраструктуру, будет нивелироваться сокращением других статей бюджета. Только смягчение бюджетного правила окажет непосредственное влияние на реальную экономику, уверен Росбанк, – и то в размере не более 0,2-0,3% ВВП.