За год число жалоб граждан в Роспотребнадзор выросло на 40%

| новости | печать

Об этом сообщила Счётная палата РФ.По мнению аудиторов, такая динамика обусловлена пробелами в действующем законодательстве в области защиты прав потребителей.

«Результаты проведённого аудита свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые Роспотребнадзором значительные усилия в части обеспечения скоординированной деятельности всех участников системы, в этой сфере имеется целый ряд существенных проблем, требующих скорейшего решения», – говорится в материалах Счётной палаты РФ.

Речь, прежде всего, идёт об отсутствии на федеральном уровне комплексной программы (концепции) защиты прав потребителей. Региональные органы исполнительной власти свободны в принятии решений о своём участии в защите прав потребителей, а органы местного самоуправления лишь вправе помогать потребителям защищать свои права. Что касается общественных организаций потребителей, деятельность которых достаточным образом не урегулирована, то они могут защищать права потребителей на платной основе (и даже защищать интересы предпринимателей в их спорах с потребителями).

Это приводит к существенному росту обращений и жалоб граждан, а также нарушений в области защиты прав потребителей. Так, число обращений граждан в 2011 г. увеличилось по сравнению с 2009 г. в абсолютном выражении более чем на 72 тыс., или почти на 40 %, а количество выявленных нарушений - более чем на 17%, при том, что число проведённых территориальными органами Роспотребнадзора проверок осталось практически неизменным.

В Счётной палате полагают, что имеющиеся нормативные правовые акты (как законодательного, так и подзаконного уровня) не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в области защиты прав потребителей, поскольку нет однозначного понимания того, какие отношения регулируются законодательством в данной сфере, а какие - нет (например, в части добровольного пенсионного страхования). Кроме того, не определены перечень необходимых правил, регулирующих вопросы продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также график их принятия и органы, ответственные за их разработку. Результатом этого является отсутствие правил оказания услуг в таких важнейших секторах потребительского рынка, как финансовые услуги, риэлтерская деятельность, услуги по организации отдыха в детских оздоровительных лагерях на возмездной основе и др.