В профобразовании назревает системный кризис

| новости | печать

Существующее профессиональное образование в России не удовлетворяет требованиям работодателей, отмечается в исследовании «Эксперт РА» «Эффективное использование кадровых ресурсов: профессиональные стандарты и безопасность на производстве».

Более 50% выпускников российских высших и средних профессиональных учебных заведений не востребованы работодателями из-за недостаточного уровня подготовки. Каждый пятый выпускник высших и более трети выпускников средних профессиональных учебных заведений утверждают, что полученные ими в ходе обучения знания были недостаточны или вообще не пригодились в работе.

По мнению «Эксперта РА», недостатки профессионального образования, а также отмечающаяся коррупция в вузах могут вылиться в полноценный системный кризис. Не решает проблемы и создание собственных учебных мощностей на базе учебных заведений. Дело не только в дороговизне подобных проектов и не свойственных бизнесу функциях. Сотрудничество компаний с кафедрами не сопровождается принципиальной сменой стандарта обучения, а значит, не гарантирует полноценной отдачи.

В то же время нельзя отрицать, что в России уже накоплен значительный опыт создания профессиональных стандартов и взаимодействия с учебными заведениями в масштабе отдельных предприятий. «И одним из путей решения проблемы может стать адаптация и масштабирование существующих моделей на соответствующие и смежные отрасли», считает заместитель руководителя отдела промышленной политики «Эксперт РА» Даниил Желобанов.

Эксперты агентства считают, что выходом из сложившейся ситуации мог бы стать возврат функции полноценного обучения в систему образования путём создания профессиональных стандартов: достаточно чётких инструкций, описывающих, чему конкретно должен быть обучен сотрудник, какими навыками и способностями должен обладать, чтобы соответствовать данной профессии. Причём требования эти должны быть определены не только с точки зрения оценки кадров, но и с позиции методики обучения.

Профессиональные стандарты как интегратор интересов системы образования, бизнеса, работника и государства