Потребители занервничали

| новости | печать

По данным опроса Исследовательского холдинга Ромир, осенью 2011 г. треть россиян отказалась от запланированных ранее крупных покупок. Хотя полученные данные благополучнее, чем в ноябре 2008 г., когда мировой кризис прижал и Россию, говорят они о высоком уровне потребительской тревоги.

Ромир провёл в конце ноября всероссийский опрос, чтобы узнать, отказались ли россияне (или члены их семей) от каких-либо крупных покупок, запланированных ранее на осень этого года, и выявил достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности. Треть участников опроса (33%) призналась, что от тех или иных крупных покупок им пришлось отказаться. Доля таких респондентов меньше, чем в ноябре 2008 г. (было 46%), когда Ромир проводил аналогичный опрос, однако близка к опасному уровню, который может начать негативно влиять на экономическую динамику (диаграмма 1).

От каких именно крупных покупок отказывались россияне, отражает диаграмма 2. Тревожно выглядят данные по автомобилям, поскольку после недвижимости это второй товар, от покупки которого потребители отказываются в первую очередь при наступлении экономических кризисов.

Но, по мнению экспертов Ромир, это не означает, что продажи автомобилей вот-вот рухнут — ежегодно приобретают новый или подержанный автомобиль не более 15% от общего числа российских семей. Эксперты эти данные предлагают трактовать так: некоторые потребители, планировавшие поменять автомобиль на новый не через привычные 3-4 г., а раньше — от этой идеи отказались. Возможно, «вторая волна» автомобильного бума, поднявшаяся в середине прошлого года, если не на исходе, то на паузе. В ноябре 2008 г. только 13% участников аналогичного опроса заявили, что отказались от покупки автомобиля, но бум на рынке автомобилей продолжался практически до конца года. И 2008 г. пока остаётся рекордным по продажам как по количеству — почти 3 млн новых автомобилей, так и по деньгам — почти 70 млрд долл., напоминает Ромир.

«Общий вывод, который можно сделать на основе представленных данных: россияне в конце ноября 2011 года были настроены весьма неоптимистично относительно приобретения товаров длительного пользования. И если эти настроения не переменятся и начнут оказывать заметное влияние на реальное поведение потребителей на рынках товаров длительного пользования, как это было три года назад, то эти рынки уже в первом полугодии 2012 года ждут нелёгкие времена. В этих условиях экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели: курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию в области положительных значений, что, конечно очень важно. Но и о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности», - считает ведущий консультант Холдинга Ромир Игорь Березин.

Диаграмма 1

Отказались ли Вы или члены Вашей семьи от каких-либо крупных покупок, запланированных на осень 2011 года?