Росстат обнародовал итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2011 г. Они, как и кварталом ранее, подросли, но всё ещё в отрицательной зоне — пессимизм перевешивает.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале по сравнению с II кварталом поднялся на 2 п.п. и составил –7%.
Повышение уровня индекса потребительской уверенности связано, прежде всего, с ростом индексов произошедших изменений в экономике России и в личном материальном положении респондентов, а также c ростом индекса благоприятности условий для крупных покупок.
Индекс произошедших изменений в экономикеповысился до –5% против –7% в II квартале.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективуснизилсяпо сравнениюс II кварталом на 0,5 п.п. до –0,7%.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении увеличился на 3 п.п. до –7%.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении остался без изменений и составил –3%.
Структура оценок респондентов по сравнению с II кварталом не изменилась. Считают, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится 13% респондентов, ухудшится — 16%, останется без изменений — 61% опрошенных.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил –20%, что выше уровня II квартала на 3 п.п. Индекс благоприятности условий для сбережений практически не изменился и составил –38% против –39% кварталом ранее.
Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению наблюдалось у лиц среднего возраста (30-49 лет) — на 3 п.п. — и лиц старшей возрастной группы (50 лет и старше) — на 2 п.п., у молодёжи (16-29 лет) индекс не изменился.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом снизился у молодёжи с +7 до +6% и лиц среднего возраста — с –0,5 до –1%, в старшей возрастной группе индекс вырос с –5 до –4%.
Как видим, изменения в целом положительны, но незначительны. Утешимся, что наш потребительский настрой далеко не самый кислый в Европе.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)
|
Май
|
Август
|
|
Май
|
Август
|
Россия |
-9 |
-7 |
Литва |
-15,6 |
-17,1 |
Австрия |
6,3 |
0,9 |
Люксембург |
10,3 |
0,7 |
Бельгия |
1,5 |
-7,6 |
Нидерланды |
2,6 |
-3,5 |
Болгария |
-39,7 |
-41,5 |
Польша |
-22,0 |
-25,1 |
Великобритания |
-14,7 |
-19,8 |
Португалия |
-49,2 |
-52,8 |
Венгрия |
-36,6 |
-37,5 |
Румыния |
-42,6 |
-40,0 |
Германия |
9,0 |
0,2 |
Словакия |
-23,1 |
-23,5 |
Греция |
-68,5 |
-71,2 |
Словения |
-25,1 |
-27,4 |
Дания |
11,5 |
6,0 |
Финляндия |
16,8 |
5,9 |
Испания |
-15,5 |
-17,0 |
Франция |
-17,2 |
-26,1 |
Италия |
-24,1 |
-28,8 |
Чехия |
-20,1 |
-20,4 |
Кипр |
-31,1 |
-50,5 |
Швеция |
20,8 |
12,3 |
Латвия |
-26,2 |
-17,6 |
Эстония |
-2,5 |
-3,6 |
________________
1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.
Источник: Росстат