Цены производителей дружно снизились

| новости | печать

В июне, по данным Росстата, цены производителей промышленных товаров наконец снизились. Причём вышло это по всем видам промдеятельности, что несколько странно на фоне экспертных оценок о начавшемся в июне росте спроса на промышленную продукцию. Возможно, в этом кроется особенность бизнеса по-русски.

Цены производителей промышленных товаров снизились в прошлом месяце на 2,2%. В частности, в добыче полезных ископаемых они сократились на 7,3%, в обрабатывающих производствах — на 0,5, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 0,6%.

Что касается последнего, то здесь снижение цен в июне вполне вписывается в сезонный характер производства — лето всё-таки. За последние пять лет цены в этом месяце опускались у производителей и распорядителей электричества, газа и воды четырежды, а за пятилетие до этого они подрастали незначительно.

Забавно, однако, что при этом производство, передача и распределение пара и горячей воды подорожали на 0,1%. Прирост небольшой, но любопытен сам факт. Конечно, если в июне какой-то клиент попросит наддать парку, эту причуду выполнят за отдельную плату. Но эта сфера промышленной деятельности больше славится причудами административными.

А для добычи полезных ископаемых июньское ценовое понижение скорее исключение. С 2002 г. такое наблюдалось ещё в июне прошлого года, 2005 и 2003-го. В остальные годы цены вырастали за этот месяц в среднем на 6,4%.

Причём в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, цены в минувшем месяце выросли на 0,3%, снижение их произошло в добыче углеводородного сырья — на 8,2%. В частности, Росстат отмечает, что сырая нефть подешевела на 10,2%. Это же он отмечал и месяц назад, что позволило «ЭЖ» сделать тогда прогноз о грядущей стабилизации цен на розничных бензозаправках. И действительно, по данным с 27 июня по 11 июля они не растут.

Вопрос — почему в рознице бензин не дешевеет. Возможно, для этого мало сокращения цен в июне в производстве кокса и нефтепродуктов на 1,9%. Но ответ на этот вопрос из нефтяных ВИНКов не может вытрясти даже ФАС.

Ещё менее характерно для июня понижение цен в обработке. За 10 лет такое было ещё только в прошлом году. И вообще дружное ценовое снижение по всем видам промдеятельности выглядит не очень логично. Мы уже сообщали, что, по данным Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, в июне в промышленности резко поменялась динамика спроса — его рост вышел на рекордные уровни после выхода экономики из кризиса, что по рыночной «идее» должно не опускать, а стимулировать цены к росту.

Но возможно, в этом и состоит изюмина российского бизнеса. Ранее «ЭЖ» отмечала упорное стремление отечественных производителей в период кризиса компенсировать падение реализации продукции ростом цен, держать их до последнего — пока невидимая рука рынка совсем не схватит за горло. Или это не сделает премьер Владимир Путин. Хотя, как показало резвое подорожание нефтепродуктов прошлой весной, последнее не всегда эффективно.