Торговые компании сохраняют уверенность

| новости | печать

Анализ финансово-экономической деятельности свыше 4,2 тыс. организаций розничной торговли, участвовавших в конъюнктурном опросе, проведённом Росстатом в I квартале нынешнего года, показывает достаточно сдержанное проявление предпринимательской и потребительской активности по сравнению с предшествующими тремя месяцами. Эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ отмечают, что характерное для торгового сегмента традиционное постпраздничное потребительское затишье повлекло за собой снижение объёмов продаж. Однако, учитывая логику его волнообразной природы, наращивание положительной динамики можно ожидать уже во II квартале.

Вместе с тем можно с уверенностью констатировать, подчёркивают аналитики ВШЭ, что большинство достигнутых показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли, превосходят результаты прошлогоднего опроса.

Тем не менее в оценках руководителями перспектив развития их компаний не было отмечено достаточного оптимизма: большинство из них в ближайшие 3–4 месяца не ожидают серьёзного улучшения деловой активности. По всей видимости, общемировая тенденция роста цен на продовольствие, ускорение инфляции, а также усиление налоговой нагрузки на бизнес оказали влияние на снижение уверенности ритейлеров в устойчивости дальнейшего восстановления отрасли в посткризисный период.

Основной тенденцией I квартала 2011 г. стало эволюционное развитие отрасли в большей мере за счёт базы, сформированной в течение 2010 г. В частности, это подтверждается положительной динамикой товарооборота, заказов на поставкутоваров, продолжением расширения номенклатурных позиций товаров в ассортиментной линейке.

Вместе с тем традиционное замедление деловой активности в начале года на потребительском рынке повлекло за собой снижение темпов объёмов продаж, соответственно, пошатнув финансовую составляющую торговых фирм. Так, в анализируемом квартале треть опрошенных респондентов констатировала уменьшение прибыли.

Нельзя не отметить смещение акцентов в оценках предпринимателей относительно влияния на их бизнес целой совокупности лимитирующих факторов. Обращает на себя внимание существенное увеличение в I квартале 2011 г. доли предпринимателей, по мнению которых, основное отрицательное давлениена деятельность возглавляемых ими организаций розничной торговли оказывал фактор «высокий уровень налогов».

Однако основные события, в большей мере определившие динамику развития отрасли в I квартале 2011 г., были сконцентрированы вокруг инфляционной составляющей. Более половины опрошенных респондентов констатировали увеличение цен на реализуемый товар.

В целом по итогам анализируемого квартала, вследствие сложившихся условий для предпринимательской деятельности, ритейлерам удалось отстоять завоёванные позиции. Ведь, несмотря на замедление в начале года позитивной динамики в целом, данный сектор характеризуется наименьшим уровнем риска по сравнению с другими. Прежде всего благодаря запасу прочности со стороны устойчивого внутреннего спроса на продукты питания.

В частности, об этом свидетельствует значение индекса предпринимательской уверенности(он рассчитываетсякак среднее арифметическое балансов оценок складских запасов - с обратным знаком, изменения экономического положения в текущем квартале по сравнению с предыдущими тремя месяцами и ожидаемого изменения экономического положения в следующем квартале). Он, несмотря на незначительное снижение, сохранил положительную динамику, составив в I квартале 2011 г. +5%.

Специфические тенденции делового фона, характерные для начала года, в определённой степени неблагоприятно повлияли на развитие экономической деятельности российского ритейла. Кроме того, на результирующих итогах отразились важнейшие показатели потребительского сектора, заключающиеся в динамике реальных располагаемых денежных доходов, потребления, а также настроения и намерения домашних хозяйств.

В частности, курс, взятый домашними хозяйствами в посткризисный период на экономию денежных доходов, в анализируемом квартале не утратил актуальности. Тренд предпочтения социально-значимых товаров первой необходимости и продовольствия вряд ли будет преломлен и в ближайшее время. Сохраняющаяся дифференциация потребительских предпочтений в I квартале 2011 г. подтверждается отрицательной динамикой объёмов продаж непродовольственных товаров.

В I квартале 2011 г., хотя и меньшими темпами, но продолжилось вялотекущее уменьшение объёмов продаж, о чем констатировали около 30% респондентов. Баланс оценок изменения показателя в I квартале текущего года составил –2% против –3% в IV-м квартале 2010 г.

Тем не менее, благодаря многочисленным компенсационным процессам, позволившим торговым фирмам в течение 2010 г. накопить определённый потенциал, результирующие значения, характеризующие динамику розничного товарооборота, а также заказов на поставку товаров, продемонстрировали положительные темпы роста.

Так, каждый третий предприниматель констатировал увеличение торгового оборота в своей организации. В результате баланс оценок изменения показателя в I квартале 2011 г. по сравнению с IV кварталом 2010 г. увеличился на 5 п. п. и составил +3%.

Позитивной динамике товарооборота в торговых фирмах в решающей степени способствовал рост заказов на поставку товаров, о чём свидетельствовали ответы около четверти предпринимателей. В I квартале 2011 г. баланс оценки изменения показателя сохранил значение предыдущего квартала и составил +4%.