1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 950

Индульгенция для налогоплательщика

Налогоплательщик, столкнувшись с каким-либо спорным вопросом налогового законодательства, почти всегда обращается к комментариям представителей Минфина или ФНС России. Но найти такой документ, подписанный должностным лицом, — это только полдела. Нужно еще определить, можно ли изложенное в нем мнение рассматривать как официальную позицию госоргана или это всего лишь частное мнение автора.

 

Каждый налогоплательщик стремится к тому, чтобы свести свои налоговые риски к минимуму. Один из механизмов, позволяющих это сделать, закреплен в подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (новая редакция этого подпункта действует с 1 января 2007 г.), который позволяет любому предпринимателю или организации обратиться с запросом о разъяснении спорных положений налогового законодательства в госорганы.

Налогоплательщик, который воспринял полученное таким образом разъяснение в качестве руководства к действию, освобождается от ответственности в случае, если оно не соответствует законодательству (см. «Букву закона»).

 

Официальные разъяснения — не только в письмах

Как правило, налогоплательщики для того, чтобы обезопасить себя от ответственности за нарушение НК РФ, ссылаются на письма Минфина России, содержащие разъяснения законодательства либо общего характера, либо относящиеся к конкретному запросу.

Но, как показывает практика, официальными разъяснениями могут быть признаны не только такие письма. Так, арбитражные суды признавали официальными разъяснениями, освобождающими от налоговой ответственности в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ:

·        решения налогового органа по результатам предыдущих налоговых проверок, в которых исчисление налога в аналогичных ситуациях признавалось правильным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2005 № А56-26746/04);

·        письменное указание, полученное налогоплательщиком (государственным органом) от вышестоящего госоргана (постановления ФАС Московского округа от 17.01.2005 № КА-А41/12802-04, от 25.06.2004 № КА-А41/5349-04, от 20.09.2003 № КА-А41/7798-03);

·        методические рекомендации по исчислению и уплате налога (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2004 № А79-5685/2004-СК1-5372);

·        инструкцию по заполнению налоговой декларации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2004 № А56-276/04).

 

Спасет ли журнальная статья от штрафа?

Хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков, что статьи, комментарии в средствах массовой информации, ответы на вопросы, данные чиновниками в справочных правовых системах, не представляют собой официальные разъяснения, а являются личным мнением госслужащего соответствующего органа.

Иногда налогоплательщики безосновательно пытаются использовать отраженную в таких разъяснениях информацию в целях освобождения от ответственности. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.03.2004 № А05-9051/03-20 указал: то обстоятельство, что предприятие руководствовалось разъяснениями советника налоговой службы, опубликованными в электронной справочной правовой системе, не может являться основанием для освобождения от ответственности на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Хотя иногда суды поддерживают в указанных ситуациях налогоплательщика и принимают в этой области весьма спорные решения. К примеру, ФАС Северо-Западного округа Постановлением от 02.10.2006 № А42-13753/2005 освободил организацию от штрафа за нарушение сроков представления деклараций по ЕНВД (п. 1 и 2 ст. 119 НК РФ).

Налогоплательщик нарушение сроков подачи деклараций объяснял тем, что он действовал в соответствии с рекомендациями государственного советника налоговой службы, опубликованными в трех печатных изданиях, посвященных налоговой тематике. В связи с указанными разъяснениями организация полагала, что осуществляемый ею вид деятельности — оказание автотранспортных услуг юридическим лицам — не подпадает под обложение ЕНВД.

Кроме того, организация ссылалась на информационное письмо областного комитета государственной статистики, из которого следует, что она не оказывает автотранспортные услуги.

Суд не согласился с доводом налоговиков о том, что публикации в СМИ представляют собой частное мнение госслужащего и не являются официальным документом, и пришел к выводу, что они соответствующим образом ориентировали заявителя. Таким образом, суд решил, что выполнение рекомендаций, содержащихся в разъяснении должностного лица МНС России, исключает ответственность налогоплательщика за совершение правонарушения.

 

Прокуроры не должны разъяснять НК РФ

Обращаем ваше внимание на то, что правоохранительные органы не вправе разъяснять нормы законодательства о налогах и сборах и выполнение таких разъяснений не будет рассматриваться в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

Правомерность подобного подхода подтверждает и сложившаяся арбитражная практика. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13.02.2002 № Ф04/511-45/А70-2002 пришел к выводу, что налогоплательщик не может быть освобожден от ответственности за совершение налогового правонарушения из-за применения разъяснений областной прокуратуры, так как органы прокуратуры не наделены правом разъяснять законодательство о налогах и сборах.

 

БУКВА ЗАКОНА

Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

Данное положение не применяется, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА

Необходимо помнить, что не каждое должностное лицо вправе формулировать официальную позицию своего ведомства.

Минфин России в Письме от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию министерства в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, являются: министр финансов РФ и его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.