1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 7065

Показатели и возможные управленческие решения

Пользователей у финансовой отчетности много, поэтому в данном материале мы постарались обобщить, с помощью каких ее показателей, кто и какие решения может принимать.

Пользователи финансовой отчетности

Принципы МСФО перечисляют разных пользователей финансовой отчетности: инвесторов, собственников, кредиторов, поставщиков, государственные органы, работников, — и менеджеры в этом списке не заявлены. Однако их деятельность связана в том числе и с удовлетворением ожиданий перечисленных пользователей, и с непосредственным контролем прибыльности и ликвидности организации. Следовательно, финансовая отчетность внешнего назначения необходима и самому менеджменту компании.

К тому же в МСФО есть примеры требований к информации, необходимой менеджменту для осуществления его функций, например МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление информации» предоставляет информацию об управлении финансовым риском.

Но разные группы пользователей нуждаются в разной информации. Так, собственники, акционеры, инвесторы заинтересованы в текущей и ожидаемой прибыли и ее временной стабильности. Они отслеживают в первую очередь рентабельность фирмы. При этом немаловажными для них являются и показатели финансового состояния организации, которые позволяют оценить способность компании выплачивать дивиденды и избежать банкротства.

Кредиторов и поставщиков интересует платежеспособность организации-контрагента. Если, к примеру, кредит выдан до 1 года, то интересует способность организации быстро расплатиться с долгами, в этом помогут коэффициенты ликвидности. Если же кредит выдан на срок свыше 1 года, то будет интересовать способность организации расплатиться с долгами в долгосрочном периоде. В этом случае понадобятся показатели структуры капитала, основных источников деятельности и направлений их использования, прибыльности компании.

Покупатели (клиенты) заинтересованы в стабильности финансового положения, а также в потенциале компании. Для этого они будут оценивать финансовую устойчивость, возможности для ее роста и гибкость при адаптации к требованиям рынка.

Руководство (топ-менеджеры) использует финансовую отчетность для обеспечения контроля деятельности, а также для удовлетворения требований кредиторов и собственников к управлению финансами фирмы. Представление о текущем финансовом состоянии компании очень важно при принятии решений о вариантах:

·         развития деятельности;

·         использования активов;

·         привлечения средств из различных источников.

При этом выбор вариантов предполагает оценку степени влияния принимаемых решений на будущее финансовое состояние и реакцию внешних пользователей на эти изменения.

Показатели финансового состояния

Для оценки финансового состояния используется ряд коэффициентов, которые рассчитываются на основании данных финансовой отчетности

Коэффициенты рентабельности

1 Рентабельность продаж показывает прибыльность текущей деятельности компании:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль (ЧП) : Выручка по обычным видам деятельности.

2 Коэффициент валовой рентабельности отражает эффективность ценовой политики фирмы и политики продаж:

Рентабельность продаж = Валовая прибыль : Выручка по обычным видам деятельности.

3 Рентабельность активов (ROA) показывает рентабельность деятельности с учетом поглощенного предприятием капитала. Является универсальным показателем, так как используется для сравнения с рентабельностью других компаний, не принимая во внимание воздействие способов финансирования компании (соотношение собственных и заемных средств).

ROA = (Прибыль до налогообложения + Расходы на оплату процентов) : Сумма активов (СА).

4 Рентабельность инвестиций (ROI) показывает чистую рентабельность деятельности с учетом поглощенного предприятием капитала, но для сравнения с рентабельностью других предприятияй этот показатель нужно использовать осторожно, так как он не учитывает воздействие способов финансирования:

ROI = ЧП : СА.

5 Рентабельность собственного капитала (ROЕ) показывает, насколько эффективно работают средства владельцев компании (акционеров). Этот показатель можно сравнить с альтернативным использованием средств компании. Часто служит для сравнения с показателями других компаний и доходностью по безрисковым вложениям в ценные бумаги.

ROЕ = ЧП : Собственный (акционерный) капитал (СК).

Коэффициенты эффективности (деловой активности)

Эти коэффициенты показывают, насколько эффективно работает капитал в фирме, масштабность бизнеса, созданного на базе капитала.

1 Оборачиваемость активов (ресурсоотдача) показывает, сколько выручки приходится на каждый рубль, вложенный в активы компании. Наблюдение за динамикой изменения оборачиваемости активов показывает, растут ли активы компании быстрее, чем сам бизнес. Снижение показателя может быть связано с инвестициями в средства, которые еще не начали приносить доход.

Оборачиваемость активов = Выручка : СА.

2 Длительность оборота дебиторской задолженности (ОДЗ) показывает, насколько эффективно предприятие получает оплату от покупателей. Чем ниже показатель ОДЗ, тем ниже сумма дебиторской задолженности в активах и выше рентабельность активов:

ОДЗ = Дебиторская задолженность покупателей : (Выручка : Кол-во дней в периоде)*.

3 Длительность оборота запасов (ОТЗ) показывает период времени, в течение которого капитал заморожен в товарно-материальном запасе. Чем он ниже, тем ниже запас по отношению к себестоимости продаж и при условии, что валовая прибыль постоянна или увеличивается, то это приводит к росту рентабельности активов компании.

ОТЗ = Запасы : (Себестоимость продаж : Кол-во дней в периоде)**.

Коэффициенты финансирования

1 Коэффициент платежеспособности показывает процент активов, финансируемых за счет заемных средств:

К_платежеспособности = Сумма обязательств : СА.

Можно также рассчитать только долю заемных средств, полученных под процент:

К_платежеспособности = Финансовые обязательства под процент : СА.

2 Коэффициент финансовой независимости показывает степень зависимости компании от кредиторов:

К_фин. независимости = Сумма обязательств : СК.

3 Финансовый рычаг (Леверидж) позволяет оценить степень, в которой средства акционеров увеличиваются за счет других методов финансирования при условии вложения их в продуктивные активы:

Леверидж = СА : СК.

4 Покрытие банковских процентов (К_пб%) показывает, во сколько раз прибыль от основной деятельности больше расходов на проценты, что отражает финансовую безопасность фирмы при покрытии процентов. Если этот коэффициент снижается до значения 1—2, это говорит о необходимости пересмотра кредитной политики (необходимо снижать долю заемных средств или условия кредитов):

К_пб% = (Прибыль до налогообложения + Расходы по банковским процентам) : Расходы по банковским процентам.

Источниками информации для расчета всех вышеперечисленных коэффициентов являются «Баланс» и «Отчет о прибылях и убытках».

Коэффициенты ликвидности

Здесь источником информации для расчетов является «Баланс».

1 Коэффициент текущей ликвидности раскрывает краткосрочную платежеспособность предприятия, или сколько рублей оборотных средств компания имеет на каждый рубль краткосрочных обязательств:

К_текущей ликвидности = Оборотные средства (краткосрочные активы) : Краткосрочные обязательства

Нетто оборотные средства = Оборотные средства – Кратко-срочные обязательства.

Значение этого коэффициента выше 1 говорит о платежеспособности и показывает, сколько средств останется с каждого возвращенного рубля обязательств. Для промышленных предприятий ориентировочное значение 2:1. Если коэффициент выше, то компания, возможно, имеет излишек собственных оборотных средств, например излишний товарно-материальный запас.

2 Коэффициент быстрой ликвидности показывает платежеспособность на случай, если бы компании внезапно пришлось расплатиться по всем краткосрочным обязательствам:

К_быстрой ликвидности = Быстрореализуемые активы : Краткосрочные обязательства

Быстрореализуемые активы = Краткосрочные активы – Запасы.

Ориентировочное значение данного показателя 1:1. Если коэффициент выше 1, это означает, что у компании достаточно средств, чтобы расплатиться по долгам, не реализуя ТМЦ.

3 Длительность оборота кредиторской задолженности (ОКЗ) определяет среднее количество дней кредитования со стороны поставщиков. Период, необходимый для оплаты поставщикам, смягчает отсрочку платежа, предоставленную покупателям, и снижает требования к финансированию собственных оборотных средств:

ОКЗ = Кредиторская задолженность поставщикам на конец периода : (Себестоимость продаж + (Запасы на конец периода – Запасы на начало периода) : Кол-во дней в периоде).

4 Длительность оборота Денежных средств (финансовый цикл) показывает среднее время, проходящее между выбытием денежных средств предприятия на финансирование товарно-материальных ценностей и возвращением денежных средств от покупателей, т.е. количество дней, в течение которых денежные средства заморожены в собственных оборотных средствах:

Финансовый цикл = ОДЗ + ОТЗ – ОКЗ.

На этот показатель следует обратить внимание, когда стоит задача контролировать и сдерживать потребности финансирования предприятия.

5 Ограничение краткосрочного роста показывает, сколько денежных средств понадобится предприятию дополнительно для финансирования собственных оборотных средств на каждый рубль прироста выручки:

Ограничение краткосрочного роста = Финансовый цикл (дней) : Кол-во дней в периоде.

Если предприятие хочет поднять выручку на определенный процент, это потребует дополнительных инвестиций в размере, равном произведению:

Доп. инвестиции = Увеличение выручки x Ограничение краткосрочного роста.

Все фирмы независимо от вида деятельности имеют входящий и исходящий потоки денежных средств. Это означает, что любое предприятие имеет оборот денежных средств, препятствующий или способствующий росту предприятия. Поэтому, по мере того как растет выручка, обычно так же быстро должен расти капитал для поддержки предприятия.

Зависимость между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов исходя из прибыли до налогообложения и вычета процента (ROA):

ROЕ = ROA x (ROA – Средне-взвешенный % стоимости капитала) x (ЗК : СК).

Коэффициент показывает, насколько возрастет рентабельность собственного капитала в случае превышения рентабельности предприятия над стоимостью заемных средств за счет эффекта превышения заемного капитала над собственным.

Движущие факторы рентабельности собственного капитала лучше всего иллюстрирует дерево показателей (диаграмма DuPont) (см. рис.).

Его можно представить и в виде формул, раскрывая формулу рентабельности собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала =

ЧП : СК = разделим оба показателя на Активы

=(ЧП : активы) : (СК : активы) или (ЧП : активы) x (активы : СК).

В итоге 1-я скобка – это Рентабельность активов;

2-я скобка – это Леверидж.

Разложим дальше 1-ю скобку (ЧП : активы) =

разделим оба показателя на выручку

(ЧП : выручка) : (активы : выручка) или (ЧП : выручка) х (выручка : активы).

В итоге 1-я скобка – Рентабельность – это рентабельность продаж; 2-я скобка – Оборачиваемость активов.

Результат такого разложения формулы рентабельности активов (см. рис.) показывает взаимосвязь основных показателей деятельности предприятия.

Таким образом, рентабельность собственного капитала будет тем выше при положительной рентабельности активов, чем больше доля заемных средств. Соответственно если рентабельность инвестиций будет отрицательной величиной, то этот результат будет в разы увеличен при высокой доле заемных средств. В свою очередь, рентабельность инвестиций напрямую зависит от рентабельности продаж, умноженной на скорость оборота активов. А оборачиваемость активов будет тем выше, чем меньше активов используется для получения выручки.

Наиболее распространенные решения на основании анализа значений финансовых показателей представлены в таблице.

 

Принимать управленческие решения можно на основании показателей, которые представлены в динамике за определенный период, при сравнении показателей аналогичных компаний или при сравнении с установленными значениями показателей (законодательно или экономически обоснованными в деловой практике).