Регулятор рынка не дремлет

| статьи | печать
Регулятор рынка не дремлет

ФСФР продолжает исполнять функции регулятора на рынке ценных бумаг, способствуя развитию привлечения инвестиций в российскую экономику. Следует отметить, что ФСФР относится к числу ведомств, стараниями которого возникающие проблемы не хоронятся под кипами жалоб и заявлений, а разрешаются в разумные сроки. Об эфективности деятельности ФСФР можно судить по выходящим из-под ее пера документам.
Последними документами, на которые следует обратить внимание, являются: Письмо от 24.06.2008 № 08-ВМ-03/13364 «О приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества на основании обязательного предложения» и Приказ от 05.06.2008 № 08-24/пз-н о внесении изменений в Положение о порядке выдачи ФСФР разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации.

 

ФСФР встала на защиту обиженных акционеров

Потребность в разъяснениях ФСФР по вопросу определения круга лиц, имеющих право претендовать на продажу принадлежащих им акций, назрела уже давно.

Как отметило само ведомство, предпосылкой издания разъясняющего Письма стали не только многочисленные обращения участников рынка ценных бумаг с вопросами в ФСФР, но и выявленные ФСФР нарушения со стороны лиц, приобретающих крупный пакет акций, не учитывающих прав всех акционеров, имеющих право на продажу.

Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) обязывает лицо, которое приобрело более 30, 50 или 75% голосующих акций открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, обязательное предложение о приобретении у них таких ценных бумаг (п.1 и 7 ст. 84.2). Направление обязательных предложений осуществляется в соответствии со списком акционеров, который составляется на основании п. 2 ст. 84.3 Закона об АО.

Нарушения, выявленные ФСФР, касаются прав лиц, имеющих право на продажу принадлежащих им акций, но не вошедших в список акционеров ввиду того, что ими приобретены акции уже после составления списка, но до даты истечения срока, в рамках которого действует обязательное предложение.

Регулятор отметил, что правом на продажу согласно ст. 84.2 Закона об АО обладают все акционеры, владеющие акциями, в период действия обязательного предложения.

Таким образом, дата приобретения акций не изменяет круга лиц, имеющих право на продажу акций. А составляемый список акционеров в данном случае выполняет единственную роль — определение адресов акционеров общества для направления в их адрес обязательных предложений. Отказ в выкупе акций у акционеров, не вошедших в такой список, является незаконным.

ФСФР обратила внимание, что обязательное предложение является публичной офертой, которая согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ должна содержать все существенные условия договора, в частности купли-продажи. Из такого предложения должна усматриваться воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется в течение предусмотренного в предложении срока. В этот период любой акционер вправе согласиться с условиями предложения, которое считается принятым, если будет направлено заявление о продаже своих акций.

Справедливость восторжествовала — ФСФР защитила акционеров, не вошедших в список лиц, в чей адрес направляется обязательное предложение о выкупе акций.

Оборот российских ценных бумаг за рубежом ограничен

Внесены коррективы в условия обращения эмиссионных ценных бумаг за пределами России. Приказом ФСФР от 05.06.2008 № 08-24/пз-н (далее — Приказ) утверждены изменения в Положение, регулирующее порядок выдачи ФСФР разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, утвержденное Приказом ФСФР от 12.01.2006 № 06-05-пз-н (далее — Положение). Приказ прошел регистрацию в Минюсте 02.07.2008 за № 11921 и начнет действовать по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Принятые поправки еще более ограничили возможность оборота акций российских эмитентов за рубежом. Такое ужесточение связано с потребностью в сохранении российского влияния над ликвидными акциями, к которым растет интерес иностранных инвесторов.

Напомним, действующим законодательством, регулирующим рынок ценных бумаг, российским эмитентам позволено размещать ценные бумаги за пределами России, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, т.е. участвовать в обороте ценных бумаг за рубежом (ст. 16 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). При этом государство в целях контроля за участием иностранного элемента в экономике России закрепило в упомянутой норме обязанность эмитентов, желающих выйти на международный уровень, получить предварительное разрешение ФСФР.

Помимо контроля государства за хождением российских ценных бумаг за рубежом в виде предварительного разрешения, выдаваемого регулятором рынка ценных бумаг, российский эмитент имеет дополнительные ограничения.

Согласно абз. 4 п. 9 Положения количество акций российского эмитента, размещение и (или) обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, не должно превышать 35% от общего количества всех размещенных акций российского эмитента той же категории, а если осуществлена государственная регистрация соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) акций российского эмитента или если такая государственная регистрация осуществляется одновременно с выдачей разрешения ФСФР России, — также количества размещаемых (предлагаемых к размещению) акций российского эмитента той же категории. Установленный барьер в 35% понижен до 30%.

Установленное ограничение распространяется на все акции российских эмитентов, размещаемые (обращаемые) или планируемые к размещению по дополнительной эмиссии за пределами Российской Федерации.

В отношении акций акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, установлено более жесткое требование: зарубежное влияние не должно превышать 25%, а в случае если такое хозяйственное общество осуществляет геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, — 5% от общего количества всех размещенных акций такого эмитента той же категории. Указанное ограничение распространяется на имеющиеся в распоряжении общества акции, а также планируемые к размещению.

Причиной столь внимательного отношения к перечисленной категории эмитентов явился недавний Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

БУКВА ЗАКОНА

Статьей 6 Закона № 57-ФЗ в качестве стратегически важных определены 42 сферы деятельности, в частности:

  • оборонная промышленность;
  • осуществление теле- и радиовещания на территории, в пределах которой проживает половина или более населения субъекта РФ;
  • услуги естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей);
  • услуги субъектов, занимающих доминирующее положение (более 35% на рынке определенного товара): в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением услуги по предоставлению доступа к сети Интернет); на территориях 5 и более субъектов РФ на рынке услуг фиксированной телефонной связи; в географических границах городов федерального значения на рынке услуг фиксированной телефонной связи;
  • полиграфическая деятельность, обеспечивающая печатание не менее чем 200 млн листов-оттисков в месяц;
  • деятельность по изданию периодической печати тиражом каждого отдельного номера не менее 1 млн экземпляров.