Понятные всем взаимоотношения

Российский рынок оказания ИТ-услуг вступает в фазу своего активного развития
| статьи | печать

Из-за экономической нестабильности предприятия вынуждены сокращать затраты. Но столь суровая реальность не только во вред, но и на пользу ИТ-компаниям, так как растет интерес к ИТ-аутсорсингу. Они стараются сделать все, чтобы удовлетворить потребности бизнеса.

Согласно исследованию, проведенному аналитическим агентством IDC, затраты на информационные технологии в 2009 г. сократятся на 22,1% по сравнению с 2008 г. В то же время перед компаниями открываются новые возможности, которые помогут им выйти из рецессии с дополнительными конкурентными преимуществами. Среди таких возможностей:

  • сближение интересов бизнеса и ИТ;
  • повышение эффективности использования ИТ;
  • оптимизация бизнес-процессов и сокращение издержек бизнеса;
  • переход на новые модели взаимоотношений с ИТ-поставщиками и получение необходимых ИТ-инструментов и новых выгод;
  • оздоровление трудовых ресурсов компании;
  • использование ИТ-аутсорсинга.

В ситуации жесткой экономии наиболее логичным решением руководителя будет, например, не покупка нового сервера, а ремонт и модернизация старого. Такой путь напрямую ведет к представителям ИТ-аутсорсинга.

Самыми активными пользователями услуг внешних специализированных ИТ-компаний эксперты компании IBS называют автопром и ритейл.

По мнению же заместителя генерального директора компании «КРОК» Вероники Тараба, «в передовиках» находятся финансовый и государственный секторы. И хотя последний сейчас сокращает затраты на 10—15%, в том числе и на ИТ, внешние поставщики услуг от этого только выигрывают, так как получают новые заказы.

Однако развитию ИТ-аутсорсинга и, как следствие, повышению эффективности бизнеса мешают некоторые проблемы.

ИТ-аутсорсинг (от англ. outsourcing — передача работ на сторону) — это способ оптимизировать деятельность предприятия, передав непрофильные функции, связанные с информационными технологиями, внешним специализированным компаниям. Большинство руководителей предприятий понимают это, но плохо представляют себе перечень и суть ИТ-услуг.

Например, разные ИТ-компании предлагают взять на аутсорсинг сетевую печать. Цены у поставщиков этой услуги могут различаться в 5 раз. Мало кто из руководства компаний реального сектора экономики будет вдаваться в детали и разбираться в ценообразовании. Проще выбрать то, что дешевле. А между тем под одной и той же, казалось бы, услугой разные поставщики могут понимать разный набор и объем работ.

Пока на рынке не существует общепринятых стандартов, не будет и взаимопонимания между его игроками. Поэтому лидеры российской ИТ-индустрии планируют к лету текущего года создать общий классификатор предоставляемых ИТ-услуг. По мнению бизнес-сообщества, он повысит взаимопонимание между игроками рынка ИТ-аутсорсинга и выведет его на новый качественный уровень.

Руководителям предприятий такой классификатор поможет четко понять, что такое ИТ-аутсорсинг, почему он необходим бизнесу и в какой мере, сколько стоят конкретные услуги в области информационных технологий.

Кроме того, несколько ИТ-компаний запускают совместно ряд проектов, направленных на рост и консолидацию российского рынка ИТ-аутсорсинга. Эти же проекты ставят своей целью повышение уровня качественного и объективного информирования заказчиков об основных игроках сектора, его возможностях и рисках.

Иными словами, эти проекты помогут сделать взаимоотношения более прозрачными, что повысит спрос
на услуги внешних поставщиков.

На повестке дня стоит и кадровый вопрос. Как и в любой другой отрасли, в ИТ-индустрии самый ценный ресурс — квалифицированные специалисты. Их необходимо воспитывать, выращивать, обучать.

В ИТ-образовании нуждаются не только специалисты, которые будут работать или работают в сфере ИТ-аутсорсинга, но и руководители, менеджмент компаний, которые могут стать потенциальными потребителями услуг внештатных айтишников.

Если топ-менеджер будет руководствоваться только собственными знаниями, не прислушиваться к советам ИТ-специалистов, эффективность его решений будет не столь высока, как могла бы быть. При этом, чтобы грамотно управлять бизнесом, необходимо также понимать ИТ-инфраструктуру своего предприятия.

Обучение планируется проводить на основе OPBOK — Outsourcing Professional Book Of Knowledge. Это книга стандартов и лучших практик аутсорсинга международной ассоциации IAOP. Ее необходимо модифицировать в соответствии с российской спецификой, и это станет значительным подспорьем в обучении специалистов. В будущем НП «Астра», которое занимается созданием подобной системы образования, хочет вывести все это на уровень добровольной сертификации.

Образование и классификатор приведут не только к единообразию структуры ИТ-аутсорсинга, но и к тому, что люди будут общаться на одном языке терминов, что значительно повысит взаимопонимание и степень проникновения культуры аутсорсинга в массы.

Рынок ИТ-аутсорсинга только вступает в фазу своего активного развития. По словам генерального директора аналитического агентства In4media Сергея Македонского, важным критерием зрелости любого рыночного сектора является уровень активности взаимодействия всех его участников и степень прозрачности. И если первое условие ИТ-сообщество, можно считать, уже выполнило, то, насколько ему удастся осуществить второе, покажет время.

 

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Александр Любинский, «Россервис»:

— России нужен организованный рынок. Все компании, работающие в сфере ИТ-аутсорсинга, заинтересованы в том, чтобы он был прозрачнее и структурированнее, а услуги были стандартизированы. Нужна единая терминология, чтобы заказчики и представители ИТ-компаний говорили на одном языке. Это очень важно, чтобы понимать выгоду ИТ-аутсорсинга. Кроме того, в текущей экономической ситуации многие компании находятся в зоне риска и вынуждены сокращать свои бюджеты, в первую очередь инвестиционные, и задумываться о том, как можно сэкономить. Некоторые компании рассматривают аутсорсинг не как выход на новый уровень, а как способ сокращения издержек.

 

Георгий Ованесян, «КРОК»:

— Одной из причин, которые тормозят развитие рынка ИТ-аутсорсинга в России, является отсутствие общепринятых норм и стандартов по предоставлению услуг аутсорсинга, которые были бы понятны и приняты как поставщиками, так и заказчиками услуг. Стандартный каталог ИТ-услуг позволит всем участникам рынка «говорить на одном языке» при описании услуг, а также поможет заказчикам объективно сравнивать уровень, охват и стоимость предлагаемых поставщиками услуг. Это облегчит экспертные оценки предложений, а также сократит затраты как поставщиков, так и заказчиков на проведение конкурса и выбор исполнителя по услугам. Мы надеемся, что наши усилия позволят всем участникам рынка экономить временные и финансовые ресурсы и будут способствовать развитию конкуренции и повышению зрелости рынка.