Что изменилось для госпредприятий с принятием нового Закона «Об аудиторской деятельности»

| статьи | печать

С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ). Главное изменение, которое устанавливает этот Закон, – отмена лицензирования аудиторской деятельности (лицензии аудиторов действительны до 01.01.2010) и введение обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в СРО. Но есть изменения, которые касаются государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием.

До принятия Закона № 307-ФЗ федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации выбирали аудитора, руководствуясь Правилами проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (далее – Правила).

Некоторые субъекты Федерации установили свои правила, отличные от Правил, устанавливающие дополнительные требования и процедуры как к проведению конкурса, так и к самому аудиту. Например, порядок отбора аудиторской организации для ГУП г. Москвы был определен Постановлением Правительства г. Москвы от 31.07.2007 № 632-ПП «О мерах по обеспечению проведения аудиторских проверок унитарных предприятий города Москвы» и существенно отличался от Правил.

Новый Закон «Об аудиторской деятельности» приводит все упомянутые организации к одному: и АО с долей госсобственности в уставном капитале более 25%, и ФГУП, и ГУП субъектов Федерации выбирать аудитора нужно «в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ч. 4 ст. 5).

Второе изменение связано с тем, что аудиторов, которые осуществляют аудит ФГУП и АО с госучастием более 25%, может проверить Минфин (ст. 10 Закона № 307-ФЗ). И если аудитор не утруждает себя соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (следование которым, кстати, по Закону № 307-ФЗ осталось обязательным до принятия новых стандартов) или с аудитором удалось «договориться», чтобы он «не заметил» каких-либо нарушений, то у государственных органов могут возникнуть вопросы к предприятию. Чтобы избежать неприятностей такого рода, при выборе аудитора «в форме открытого конкурса» следует обращать внимание на прохождение аудитором контроля качества со стороны профессиональных объединений аудиторов, аккредитованных при Минфине России. В последние несколько лет профессиональные объединения поставили регулярное проведение контроля качества в отношении своих членов по методике, утвержденной Минфином. Причин, по которым проверка Минфина может быть значительно шире, чем проверка профессионального аудиторского объединения, нет. А значит, предприятию лучше работать с «проконтролированными» аудиторами.