Беспрецедентный госдолг. Силуанов указал на риски мировой экономики

| статьи | печать

Высокие уровни дефицитов бюджета и госдолга угрожают среднесрочным перспективам роста мировой экономики. Об этом Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил на пленарном заседании Международного валютно-финансового комитета. Он призвал МВФ и площадку «Группы 20» разработать четкие цели и ориентиры по ограничению бюджетных дефицитов.

В ходе заседания было отмечено, что мировая экономика демонстрирует рост, но он сегментирован, а основной вклад в глобальный рост обеспечивают страны с формирующимися рынками, проводящие ответственную макроэкономическую политику.

По словам А. Силуанова, неустойчивая фискальная политика в странах с высоким уровнем дефицита бюджета имеет глобальные побочные эффекты, приводит к повышению стоимости заимствований, усиливает волатильность валютных курсов и потоков капитала. «Сегодня есть два пути. Можно распадаться на блоки и двигаться по пути деглобализации, что не решит проблемы, а только их усугубит. Или перейти от фрагментации к принципам глобализации, снимать мешающие росту барьеры и ограничения», — заявил министр.

Говоря о российской экономике, А. Силуанов подчеркнул, что Россия аккуратно относится к бюджетному балансу. Государственный долг сохраняется на устойчиво низком уровне около 15% ВВП, дефицит бюджета — порядка 1% ВВП, темпы роста ожидаются на уровне 2023 г. — 3,6%.

Почему ряд стран придерживаются другого курса и как ситуация в мировой экономике отражается на российских реалиях — в комментариях экспертов.

Комментарий эксперта

Беспрецедентные уровни государственного долга в развитых странах обусловлены тем, что их министерства финансов выходят на внутренний рынок займов для устранения дефицитов бюджета во время высоких ключевых ставок рефинансирования, из-за чего обслуживание госдолга дорожает. А дефициты бюджетов напрямую связаны с их планированием, так как многие страны изначально закладывают дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами страны. Резкое увеличение дефицитов бюджетов в развитых странах началось на фоне пандемии COVID-19, так как расходы на социальные выплаты населению возросли, а доходы от внешней торговли резко упали из-за закрытия множества границ.

Снижение или полное устранение дефицита бюджета позволит остановить рост государственного долга, что в перспективе снизит расходы на его обслуживание, когда его будут оплачивать. Поэтому теоретически все высокозакредитованные страны заинтересованы в его снижении. Однако многие развитые страны не боятся увеличивать расходы бюджета и наращивать госдолг даже в период высоких ставок, поэтому у них госдолг растет быстрее остальных.

Для сокращения уровня госдолга необходимо сначала перестать его увеличивать и параллельно продолжать выплачивать согласно графику платежей. Для этого нужно сверстать бюджет таким образом, чтобы его расходы были ниже доходов, возможно, урезать какие-то статьи расходов или вовсе отказаться от них.

Рост глобальной экономики принципиален для России, так как от нее напрямую зависит мировой спрос на российские экспортные товары и цены на них, а значит, и доходы российского бюджета. Он особенно важен в условиях внешних ограничений, когда России приходится менять привычные схемы внешнеторговых отношений и разворачиваться в сторону внешней торговли с развивающимися странами. Для этого России также необходимо, чтобы их экономики продолжали расти высокими темпами и поддерживали спрос на российские экспортные товары.

Комментарий эксперта

Тренд на увеличение дефицита бюджета и госдолга в развитых экономиках обозначился относительно давно. В рамках обсуждения темы интерес представляют, на наш взгляд, несколько спорных моментов. Например, Япония «живет» с уровнем госдолга к ВВП 150—200% уже десятки лет, демонстрируя ошибочность сторонников теории «все пропало» вот уже завтра. У США это отношение выросло «всего лишь» до 130%, возможно, впереди еще десяток-другой лет существования под прогнозы близкой катастрофы? Тем более что две трети долга — это долг внутренним инвесторам.

Причины роста данных показателей разнятся от страны к стране, например, наблюдатели отмечают наряду с общей тенденцией старения населения в развитых странах и увеличения в связи с этим социальных расходов тот факт, что уровень налогов в США меньше, чем в Европе.

Нам представляется важным отметить некоторую болезненную избыточность внимания к этой проблеме, которая то затухает, то возобновляется волнами, прослеживается связь с геополитической обстановкой в мире. Уровни долга действительно выросли в некоторых развитых странах до значений как после Второй мировой войны, но тогда экономики успешно «выросли» из этой проблемы, ускорив экономический рост. Мы остаемся оптимистами и считаем, что и в этот раз остается немалая вероятность такого сюжета. Что будет источником этого ускорения — ИИ, энергетическая революция или что-то другое — неважно. Потенциал, как показывает история, всегда есть.

Вред бюджетного дефицита, который вышел из-под контроля финансовых властей, для целей долгосрочного экономического роста не оспаривается практически никем из экономистов, вопрос этот во многом риторический. Страны с растущим показателем естественным образом заинтересованы в его сдерживании либо сокращении.

Ответ здесь давно известен, он и прост, и сложен одновременно, поскольку завязан на основных макроэкономических параметрах. Два основных способа или их комбинация — это сокращение государственных расходов и/или рост экономики темпами выше долга. За нахождение ответа на вопрос «Как это сделать безболезненно и эффективно?» дают Нобелевскую премию. Есть еще «аварийные» способы вроде гиперинфляции, которая, например, обесценивает долги, или дефолта, но их обычно в связи с разрушительным влиянием на экономику не рассматривают.

В связи с продолжающимся ограничением участия российской экономики в функционировании мировой из-за санкций рост глобальной экономики закономерно все менее актуален для нас. Россия получает возможность сосредоточиться целиком на внутренних проблемах экономики. Что из этого получится, покажет время.