Как меняется российский авторынок из-за партнерства с Китаем

| статьи | печать

В свежем номере «ЭЖ» в материале «Набирая скорость. Как восстанавливается автопром» мы рассказали о том, как обстоят дела в отечественном автопроме, и какие задачи перед отраслью сейчас ставит правительство. Изучая ситуацию на рынке, «ЭЖ» также задала экспертам вопрос – как меняются автомобильная промышленность и автомобильный рынок России из-за партнерства с Китаем? Публикуем ответы экспертов.

Дмитрий Демчук, генеральный директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс»

Китай стал крупнейшим импортером автомобилей не только в России, но и в мире. Только за 2023 г. КНР отправила за рубеж порядка 5,26 млн машин, тем самым обогнав Японию по объему автомобильного экспорта.

Основным драйвером роста стал российский рынок автопрома, который готов восполнить свободную нишу новыми китайскими автомобилями после ухода европейских, американских и корейских компаний. Самыми популярными, продаваемыми в России, моделями авто в 2023 г. стали: Lada Granta (реализовано 191 074 машин), Haval Jolion (реализовано 48 980 машин), Lada Niva (реализовано 46 850 машин), Lada Vesta (реализовано 41 296 машин) и Chery Tiggo 7 Pro Max (реализовано 40 992 машины).

Вероятно, в 2024 г. китайские модели займут большую долю отечественного рынка. У российских автопроизводств пока недостаточно мощностей, чтобы полностью удовлетворить запрос потребителя, поэтому полный отказ от автомобилей из Поднебесной будет далеко не рациональным решением.

Российские заводы столкнулись с необходимостью искать новые пути перезапуска работы. Наблюдается нехватка технического оснащения — на многих предприятиях до сих пор используются станки 60-70-ых гг. Качество комплектующих оставляет желать лучшего. В компании «КарданБаланс» уже давно отметили, что даже все европейские бренды только упаковывают запчасти, а производят их в Китае по высоким стандартам. В этом вопросе китайские производства уже налажены и имеют достаточное количество квалифицированных сотрудников.

России необходимо использовать опыт Китая и налаживать свои производственные компании. Один из ярких примеров тесного сотрудничества — запуск серийного производства «Москвича 3», который является лицензионной копией JAC JS4 и адаптированный под российские условия. Пока автопром в России наращивает мощности, на дорогах все чаще будут появляться авто из Поднебесной.

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом)

В 2024 китайские производители и дилеры планируют реализовать 1,2 млн машин в России, и это осуществимо, потому что:

1. За рынок России активно борются многие китайские производители. Автосалоны предлагают на китайские модели специальные скидки, которых нет на европейские марки. За 9 месяцев 2023 г. было продано 406 тыс. машин – это хороший результат, учитывая то, что до санкций отношение у соотечественников к "китайцу" было настороженное: они не были уверены, смогут ли со временем выгодно продать приобретенный актив. И доля китайского автопрома в общем объеме продаж в 2023 г. имеет все шансы вырасти до 50%.

2. В 2023 г. из-за дефицита новых авто и высоких цен на них на фоне снижения покупательской способности россиян большая часть выданных кредитов пришлась на б/у автомобили. А они в следующем году могут быть в дефиците, потому что автовладельцы все чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто. А это значит, что рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься. Также авто с пробегом по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту (нереально высокая цена для конечного потребителя получается). Причины: таможенные пошлины и другие сборы. Падение рынка б/у авто в 2024 г. – шанс для китайских производителей, которые уже сейчас начали давать акционные цены.

3. На практике если человеку здесь и сейчас нужна машина, высокая ставка его не останавливает. Он вряд ли станет ждать лучших времен, когда ставка снизится, и приобретет автомобиль на невыгодных условиях, а после смягчения политики регулятора, рефинансирует кредит.

Что касается российского автопрома, Lada била и бьет рекорды по продажам, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок. Также «АвтоВАЗ» поддерживает государство (с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины). Говорят, о «возрождении» модели «Ока».

Это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы, как автопрокат, закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из РФ 3 года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом класса будет точно, но нужна господдержка, и цена на 3 комплектации от 800 000 до 1 650 000 руб.

Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому, производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более-менее велась на уровне РРЦ. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги – это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы.

Пресс-служба ГК АВТОДОМ

Безусловно, партнерство с лидерами китайского автопрома дает дополнительный стимул развития автомобильной отрасли. Автоконцерны из КНР часто являются не просто региональными, а мировыми лидерами в определенных сегментах. Например, компания BYD — один из пионеров и непререкаемый авторитет в области гибридных автомобилей. Первый в мире серийный подключаемый гибридный автомобиль был запущен ими в производство еще в 2008 г. А в 2010 г. BYD оказалась на 8 месте в топ-25 инновационных компаний мира, опередив таких гигантов, как Intel и General Electic. На сегодня BYD единственная в мире компания, обладающая собственными разработками и производством трех основных составляющих электромобиля – аккумулятора, электродвигателя и электронного управления.

Китайский автопром интегрирован в мировую индустрию и в условиях ухода западных компаний становится своеобразным окном в мир технологий. Китайские производители заполнили российский рынок за счет отсутствия жесткой конкуренции. В 2024 г., когда будет снижена ключевая ставка, появится стимул для увеличения объемов продаж автомобилей. Поэтому можно предположить, что доля продаж китайских автомобилей на российском рынке увеличится до 65%.

Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр

В 2023 г. на российском рынке было продано более 600 тысяч китайских автомобилей, что помогло избежать дефицита во многих сегментах. При этом уровень отложенного спроса остается высоким, поэтому отечественные бренды могут занять свою нишу в сегменте бюджетных авто. В 2024 г. китайские компании планируют увеличить долю на российском рынке до 80%, поэтому заинтересованы в локализации производства. Запуск новых заводов – плюс для развития отечественного автопрома, так как российские производители смогут перенимать технологии и опыт у зарубежных партнеров. К примеру, уже в 2024 г. на рынке появятся современные электрокары отечественного производства. Пока российский автопром не способен справляться с возрастающим уровнем спроса, поэтому сотрудничество с Китаем является выгодным.

Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг

В 2023 г. Китай стал лидером в мире по поставкам автомобилей за рубеж, отправив свыше 1,5 млн автомобилей на экспорт только за первые 5 месяцев. Существенную роль в росте поставок сыграл спрос на российском рынке. Китайские бренды без колебаний замещают ушедших западных производителей. Сейчас их доля присутствия находится на достаточно высоком уровне (порядка 60%), а в ближайшие 2 года китайский автопром может занять 70-80% рынка.

Напомню, что в марте 2022 г. крупнейшие российские производства и предприятия, были вынуждены приостановить выпуск продукции из-за нехватки иностранных деталей и комплектующих. Укрепление позиций китайских брендов, как нельзя вовремя поддержало покрытие спроса в автобизнесе.

Ситуация с ростом доли китайских автомобилей выгодна РФ в перспективе. Следующий органичный шаг – это развитие российско-китайского сотрудничества в части переноса производства китайских брендов в Россию, открытие совместных предприятий, а также технологическая поддержка выпуска отечественных авто.

Все это происходит уже сейчас и укрепление сотрудничества при должной поддержке государства приведет к новой главе в развитии российского автопрома. Например, на бывшем предприятии Renault перезапустили «Москвич», взяв за основу китайские авто. В то же время, новейшая Lada X-Cross 5 сделана, опираясь на технологии китайской модели FAW Bestune T77. Россия учится перенимать технологии, не просто покупая детали заграницей, а запуская производства автомобилей в стране.

Кроме того, в РФ планируется начать сборку автомобилей 3 крупнейших китайских брендов на заводах в Санкт-Петербурге, Ижевске и Тольятти, что даст рабочие места и снизит долю импорта. Безусловно российско-китайское сотрудничество стимулирует авторынок и экономику страны, если разумно распоряжаться полученными в ходе партнерства преференциями и использовать все доступные и своевременные инструменты.

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global

Российско-китайское сотрудничество стимулирует развитие отечественного автопрома и этому есть множество примеров. Возобновление производства автомобилей «Москвич» удалось осуществить в столь сжатые сроки благодаря российско-китайскому сотрудничеству. Кузов авто был заимствован у китайской марки авто «Jac», а также практически вся электроника внутри китайская.

В российской марке авто Lada также множество комплектующих заимствовано в Китае. Локализация производств китайских авто в РФ делает их стоимость конкурентоспособной для российского рынка и стимулирует развитие внутреннего производства. Полагаем, что именно российско-китайское сотрудничество позволило российскому авторынку в сжатые сроки нивелировать дефицит после ухода западных производителей и тем самым замедлить темпы роста цен.