Из каменных джунглей в сады и парки: мировая урбанистика меняет концепцию

| статьи | печать

В 2050 году, прогнозирует ООН, почти две третьих населения планеты будет проживать в городах, в основном в мегаполисах и агломерациях. Стремительный, а часто хаотичный рост миллионников настораживает: жизнь большого количества людей, сосредоточенных в ограниченном пространстве, трудно сделать комфортной и безопасной. Девелоперы и урбанисты пытаются найти оптимальные решения, чтобы городская среда удовлетворяла потребностям человека. О том, какие для этого есть возможности, рассказывает Елена Устинова, директор по маркетингу, развитию и продажам «Доброград Девелопмент».

Принцип децентрализации

Универсальных рецептов, как переформатировать городскую среду, перестроить ее так, чтоб было удобно всем, не существует. Каждая отдельная локация требует индивидуального, часто нестандартного подхода. Самый простой вариант — предоставить человеку все, в чем он нуждается, в шаговой доступности. В этом случае решить проблему помогает принцип полицентричности городской среды: власти мегаполисов дифференцируют районы, дробят города на самостоятельные части — создают несколько кластеров, где человеку предоставлено все необходимое для жизни и работы, люди могут годами не покидать свой жилой массив. А скоростной транспорт связывает районы между собой.

Однако необходимо учитывать интересы и тех, кто обосновался в пригородах, но рабочий день проводит в городской среде. Мобильность населения создает дополнительные трудности градостроителям.

Так, массовый переход на удаленку в период коронавируса поднял цены на загородную недвижимость. А недавний анализ операторов сотовых сетей показал, что Москву ежедневно посещает более 40 млн абонентов, которые большей частью формально не являются жителями ни столицы, ни даже столичного региона.

Как быть с ними? Однозначных ответов, вероятно, не существует. Запуск московских диаметров и МЦК значительно разгрузил прежние транспортные узлы, но многокилометровые пробки на магистралях остались. Выводы такие: либо дальше расширять дороги, строить новые развязки и перехватывающие парковки, либо сокращать трафик.

Компактные — значит комфортные

Перестроить мегаполис значительно сложнее, чем возвести новый город с учетом экологических норм, площадь которого соотносится с допустимой плотностью населения. Все это довольно легко рассчитывается специалистами. Правда, между государствами существует некое расхождение в административных критериях, что считать городом, а что — нет. В России город — это место постоянного проживания не менее 12 тысяч человек, а в Грузии, например, считают, что 5 тысяч уже достаточно для городской среды. Хотя статусы в данном случае не сильно важны, на первом плане обеспечение жителей теплом, светом, водой, чистым воздухом, доступным транспортом без критичной нагрузки на биосферу.

Идея компактных населенных пунктов близка к принципу децентрализации. И в том и в другом случае главенствует концепция «15 минут» — предельного времени, за которое пешеход или велосипедист без использования общественного транспорта или личного автомобиля получает все необходимые услуги. Действующую агломерацию сложнее разбить на отдельные самодостаточные блоки, чем спланировать необходимую инфраструктуру в новом городе. При этом компактный не означает маленький, размеры должны быть корректно соотнесены с количеством жителей.

Из существующих городов классические примеры такой модели — Амстердам и Копенгаген с четко очерченными границами, без расползания застройки, несколькими центрами, «короткими» энергетическими сетями, рассчитанными на несколько десятков домов.

Аналогичный подход реализован в центре канадского Ванкувера, который поделен на 5-минутные пешие маршруты, а в австралийском Мельбурне горожане прогуливаются не более 12 минут.

В Саудовской Аравии реализуется интересный проект города The Line, где не будет транспортной логистики в привычном понимании: магистрали опустят под землю, а жилые кварталы и офисные здания разместят вдоль одной улицы среди парков, скверов, садов. Протяженность застройки — 170 км, а площадь — 34 км2. The Line претендует на звание мегаполиса: жилье построят для 9 млн человек, но все необходимое для жителей разместят в пешей доступности — доехать из одного конца города в другой можно будет за 20 минут, обещают архитекторы.

Урбанистические проекты, сочетающие вполне привычное человеческое — уютный быт и высокие технологии с флорой и фауной, — воплощаются в разных странах. К ним относится умный город PlanIT Valley в Португалии с возобновляемой энергетикой, Eco-Viikki в Финляндии, Dongtan в Китае, Masdar в ОАЭ.

Фактор устойчивости

Устойчивое развитие городской среды, о котором сегодня много говорят в разных странах на самых высоких уровнях, в том числе и в ООН, не только декларирует разумное планирование застройки, транспортных систем, линий энергоснабжения и прочих аспектов урбанизации, но и учитывает и зеленую повестку — экологический фактор, проблемный для многих городов. Новое градостроение ничего не значит, если люди снова окажутся в каменных джунглях, поэтому урбанисты изыскивают возможности максимального озеленения городских кварталов. Все новые перспективные проекты ориентированы на создание органичной экосистемы в масштабах территорий проживания людей. Качественная жизнь невозможна без внедрения зеленых технологий, низкого энергопотребления без существенной нагрузки на биосферу.

Индонезийская Джакарта была лишена столичного статуса, так как город стал неудобен для жизни, и власти страны решили: дешевле перенести столицу на другой остров, что станет благом для ее жителей, а на новом месте учтут все прежние недоработки. Об этом же задумались и во Франции: мэрия Парижа не первый год максимально расширяет зеленые зоны города в противовес шумным дорогам и проспектам.

Сингапур — пример гармоничного соединения природы и человека. На небольшой площади — четверть Москвы — разбито 350 парков и садов, в которые буквально превращены городские здания. На улицах встречаются дикие животные и лесные птицы, футуристическая застройка — в тропической зелени, а в аэропорту — водопад с экзотической азиатской растительностью.

Российский Доброград — новый город во Владимирской области, где будет проживать не более 50 тысяч человек, — можно считать и компактным, и городом «15 минут». До всех инфраструктурных объектов здесь рукой подать — время пешей прогулки в течение четверти часа. Город разместился в лесной зоне, главный принцип девелоперов — не нарушить экосистему, а бережно и осторожно включиться в нее.

Надо отметить, по части «компактных», продуманных мини-городов, по экологически чистому пространству Россия имеет все шансы выйти в мировые лидеры. К такому располагает и большая территория страны, и традиционная тяга россиян к пресловутым шести соткам — желание возделывать свой сад или огород в свободное от работы время.

Сколково в Подмосковье, Иннополис в Татарстане, Сенгилей в Ульяновской области, Байкальск в Иркутской — примеры такого ряда. Цели и задачи каждого из этих проектов различны, но вместе они вполне реальное будущее страны. У архитекторов и урбанистов есть простор для инноваций — мировой опыт показывает, что современные технологии и оригинальные решения позволяют осуществить самые дерзкие начинания.