Минэкономразвития внесло изменения в правила регистрации товарных знаков

| статьи | печать

Опубликован приказ о внесении изменений в ряд нормативных актов, касающихся регистрации в Роспатенте товарных знаков1. Изменения коснулись Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на товарный знак (далее — Правила), Требований к документам заявки на товарный знак (далее — Требования) и Перечня сведений, указываемых в свидетельстве на товарный знак (далее — Перечень), включенных в приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482. Изменения о «географических» товарных знаках вступят в силу с 29.05.2023, о товарных знаках для граждан, а также о представлении простой копии документов — с 29.06.2023.

В прошлом году были приняты два закона, вносящих изменения в часть четвертую ГК РФ, — Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ и Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ.

Скоро они вступят в силу — 29.05.2023 и 29.06.2023 соответственно. Именно в связи с их принятием и потребовалось внести изменения в подзаконные акты.

Особенности регистрации ТЗ, содержащих «географические» элементы

Законом № 143-ФЗ в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся предоставления охраны в качестве товарных знаков обозначениям, содержащим «географические» элементы.

Во-первых, при экспертизе заявленного обозначения на отсутствие введения в заблуждение будет проверяться отсутствие введения потребителя в заблуждение не только относительно товара и его изготовителя, но и относительно места производства (подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ). Соответствующее изменение вносится рассматриваемым Приказом № 134 в п. 37 Правил, в котором говорится о том, что оценивается при проверке соответствия заявленного обозначения требованиям п. 3 ст. 1483 ГК РФ.

Во-вторых, Закон № 143-ФЗ изменил подход к регистрации товарных знаков, конфликтующих с охраняемыми в России географическими указаниями (ГУ) и наименованиями мест происхождения товаров (НМПТ) (п. 7 ст. 1483 ГК РФ).

Сейчас ГК РФ запрещает предоставлять правовую охрану в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначениям, тождественным или сходным до степени смешения с охраняемыми ГУ или НМПТ (п. 7 ст. 1483 ГК РФ). Исключение составляет ситуация, когда товарный знак регистрирует лицо, имеющее право использовать такие ГУ или НМПТ, в отношении тех же товаров, для которых зарегистрированы ГУ или НМПТ.

Такой строгий запрет на регистрацию товарных знаков с географией иногда необоснованно препятствует регистрации товарных знаков, содержащих географические словесные элементы, даже тогда, когда вероятности смешения заявленного обозначения с ГУ или НМПТ нет из-за существенной разницы между товарами, указанными в заявке на товарный знак, и товарами, для которых зарегистрированы ГУ или НМПТ.

В соответствии с новым подходом если товарный знак, содержащий географический элемент, заявляется для товаров, однородных тем, для которых зарегистрированы соответствующие ГУ или НМПТ, то, как и сейчас, регистрация такого товарного знака будет допустима только на имя лица, имеющего право пользования этими ГУ или НМПТ. И именно это условие (теперь оно выделено в подп. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ) будет проверяться при экспертизе заявленного обозначения.

Если же товары, для которых регистрируется товарный знак, и товары, для которых зарегистрированы соответствующие ГУ или НМПТ, не однородны, то регистрация такого товарного знака запрещается, только если использование этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с такими ГУ или НМПТ и может ущемить законные интересы обладателя права использования таких ГУ и НМПТ. Проверка на соблюдение этого требования (выделено в подп. 2 п. 7 ст. 1483 ГК РФ) при экспертизе заявленного обозначения проводиться не будет.

Для учета этого нового подхода Приказом № 134 внесены соответствующие изменения в п. 29 (определяет объем экспертизы заявленного обозначения), п. 47 (устанавливает правила проверки соответствия заявленного обозначения требованиям п. 7 ст. 1483 ГК РФ) и п. 75 (определяет перечень вопросов, по которым проводится экспертное совещание с участием заявителя или его представителя) Правил.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 143-ФЗ, условие «тождественный или сходный до степени смешения» применительно к ГУ или НМПТ заменяется на понятие «включающий, воспроизводящий или имитирующий». Это изменение, на наш взгляд, является в большей степени редакционным, вкусовым, чем сущностным. Тем не менее соответствующее изменение внесено в п. 47 Правил.

Регистрация товарного знака гражданами

Что касается изменений, связанных с Законом № 193-ФЗ, нужно напомнить, что основное изменение, внесенное Законом № 193-ФЗ, — это наделение правом на регистрацию товарных знаков не только физических лиц — индивидуальных предпринимателей, но и любых граждан.

В связи с этим в Правилах, Требованиях и Перечне слова «физическое лицо» и «индивидуальный предприниматель» заменены на слово «гражданин» в соответствующем числе и падеже. В частности, такие изменения внесены в п. 3 (о заявлениях и ходатайствах, представляемых в Роспатент), п. 14 (о сведениях, публикуемых в бюллетене Роспатента), п. 46 (о содержании письма-согласия третьего лица) Правил; в п. 21 (об адресе, который приводится в бланке заявки под кодом 750) и п. 22 (о сведениях о заявителе, которые приводятся в бланке заявки под кодом 731) Требований; в п. 3 (о сведениях о правообладателе, указываемых в свидетельстве на товарный знак) Перечня. Кроме того, в п. 22 Требований предусмотрено, что в сведениях о заявителе-гражданине, не являющемся индивидуальным предпринимателем, в бланке заявки под кодом 713 указывается ИНН и СНИЛС.

Также Приказом № 134 утверждены новые формы заявки и различных заявлений и ходатайств, используемых заявителем в процессе взаимодействия с Роспатентом, в которых учтено, что право на регистрацию товарных знаков предоставляется любым гражданам, а не только индивидуальным предпринимателям.

Еще одно предусмотренное Приказом № 134 изменение не связано с законами № 143-ФЗ и № 193-ФЗ, но стоит того, чтобы его отметить. Из пункта 16 Требований исключается требование о представлении «нотариально заверенной копии, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации» при подаче какого-либо документа в качестве приложения к заявке, подаваемой в электронной форме. Обновленные Требования допускают представление простой копии этого документа.


1 Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2023 № 134 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482», далее — Приказ № 134.