Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 3.6, устанавливающей особенности налогообложения при реализации соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

| статьи | печать

Президент РФ подписал 28 июня 2022 г. два закона: Федеральный закон № 225-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» и Федеральный закон № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации“», которыми внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о СЗПК), направленные на совершенствование механизма СЗПК. Отметим, что в Налоговый кодекс РФ внесена новая глава, устанавливающая особенности налогообложения при реализации соглашения о защите и поощрении капиталовложений. В данной статье рассмотрим эти новшества.

Статус налогоплательщика — участника СЗПК

В Налоговый кодекс РФ вводится новая категория налогоплательщиков — налогоплательщик — участник соглашения о защите и поощрении капвложений (СЗПК). Им признается организация, заключившая СЗПК, сведения о котором включены в специальный реестр таких соглашений. Со дня появления сведений в реестре организация приобретает соответствующий статус. Утрата же статуса связывается с прекращением соглашения или его расторжением.

От оснований прекращения статуса участника СЗПК зависят и налоговые последствия. В частности, предусмотрены основания для восстановления и уплаты в бюджет с взысканием соответствующих пеней сумм налогов, не уплаченных в связи с применением стабилизационной оговорки (положений п. 4.3 ст. 5 НК РФ), а также в связи с применением налоговых вычетов (новая ст. 25.18 НК РФ).

Основанием для восстановления «сэкономленных» сумм налогов может послужить расторжение СЗПК при выявлении любого из указанных ниже обстоятельств:

  • предоставление недостоверных сведений при заключении или исполнении СЗПК;

  • неосуществление капиталовложений, предусмотренных условиями СЗПК, в течение более чем двух лет по истечении предусмотренного срока их осуществления;

  • ненаступление отдельных юридических фактов, предусмотренных условиями соглашения, в течение более чем двух лет по истечении предусмотренного соглашением срока, в том числе неполучение разрешения на строительство, отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и др.;

  • нарушение организацией, реализующей проект, или ее должностными лицами законодательства РФ, что привело к приостановлению деятельности организации либо к дисквалификации ее должностных лиц;

  • в отношении организации открыто конкурсное производство или принято решение о ее ликвидации;

  • по истечении трех лет с даты вступления в силу СЗПК в отношении организации не вынесено решение налогового органа о проведении налогового мониторинга;

  • до истечения срока применения стабилизационной оговорки организацией направлено в налоговый орган заявление об отказе в проведении налогового мониторинга или вынесено решение налогового органа о досрочном прекращении налогового мониторинга;

  • СЗПК признано недействительным в соответствии с гражданским законодательством.


комментарий автора

Обтекаемость внесенных формулировок создает значительные риски для участника СЗПК. Например, неясно, что следует понимать под «приостановлением деятельности». Скорее всего, речь идет об административном приостановлении деятельности как виде административного наказания, которое предусмотрено в качестве санкций по целому ряду составов административных правонарушений, указанных в КоАП РФ. В частности, деятельность организации может быть приостановлена за невыполнение в срок предписания надзорного органа. В итоге результатом невыполнения предписания может стать восстановление налогов в бюджет. Скорее всего, многое будет зависеть от судебных органов, оценивающих существенность оснований для расторжения СЗПК.

Законом четко не установлено, с какого момента «сэкономленные» суммы налогов подлежат восстановлению. Но, учитывая, что статус участника СЗПК в случае расторжения соглашений по вышеназванным основаниям (признания его недействительным) считается утраченным с даты получения такого статуса, можно предположить, что налогоплательщик должен вернуть в бюджет все «сэкономленное» за весь период нахождения в реестре СЗПК.

Данные поправки вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.


комментарий автора

Возникает вопрос, распространяются ли данные поправки на уже действующих участников СЗПК с учетом наличия «стабилизационной оговорки» (п. 4.3 ст. 5 НК РФ). Соответствующие положения Налогового кодекса РФ оставляют возможность расширительного толкования круга «стабилизированных» отношений, поскольку законодатель, фиксируя положения актов законодательства о налогах и сборах, использует формулировку «в том числе».

Налоговые вычеты для участников СЗПК

Механизм СЗПК ранее не предусматривал каких-либо налоговых льгот для его участников в виде пониженных налоговых ставок или вычетов. Указанными поправками такие льготы вводятся с 1 января 2023 г.

Так, участникам СЗПК, которые заключены после 1 июня 2022 г. и одной из сторон которых является Российская Федерация, предоставлена возможность применения налоговых вычетов в отношении ряда налогов: налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; земельного налога. Порядок предоставления вычетов по конкретным налогам устанавливается специальными положениями части второй НК РФ.

Участники СЗПК вправе применять налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым Федеральным законом о СЗПК предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. Механизм предоставления налогового вычета предполагает, что часть затрат инвестора на инфраструктуру будет вычитаться из налогов от реализованного проекта.

В результате применения налогового вычета налоги, сформированные от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, который является предметом СЗПК, по итогам налогового периода могут быть снижены до нуля. Предельный объем вычетов указывается в специальном уведомлении, которое направляется в ФНС России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подписывающим СЗПК от имени Российской Федерации.

При этом в целях применения налогового вычета налогоплательщику необходимо обеспечить ведение раздельного учета.

Участники СЗПК присоединятся к налоговому мониторингу

Для организаций, заключающих СЗПК, переход на налоговый мониторинг становится обязательным условием. Такая поправка внесена в Федеральный закон о СЗПК. Каждое новое соглашение должно содержать обязательство организации, реализующей проект, по переходу на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет со дня заключения СЗПК.

Одновременно внесены корреспондирующие поправки в НК РФ. Предметом налогового мониторинга в отношении участника СЗПК, помимо прочего, также будет являться проверка фактических затрат, по которым законом предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

При этом перечень оснований для одностороннего расторжения СЗПК расширен указанием на неисполнение организацией обязательства по проведению налогового мониторинга.


комментарий ФНС

Для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений отменены пороговые критерии для вступления в налоговый мониторинг. Они должны присоединиться к системе в течение трех лет со дня заключения такого соглашения.

Получив от участника СЗПК заявление о проведении налогового мониторинга, налоговый орган уведомит об этом орган исполнительной власти, подписавший соглашение. При проведении налогового мониторинга участников СЗПК налоговый орган наряду с правильностью исчисления налогов, сборов и страховых взносов будет проверять фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

Доступ к указанным документам участник СЗПК должен будет предоставить в течение первого года проведения налогового мониторинга. Если будет установлен факт искажения размеров фактических затрат, налоговый орган составит мотивированное мнение по вопросу правильности их определения.

При досрочном прекращении налогового мониторинга налоговый орган в течение 10 дней уведомит об этом орган исполнительной власти, подписавший СЗПК с компанией. В случае отказа от проведения налогового мониторинга организация должна отказаться от СЗПК в одностороннем внесудебном порядке. (Источник: сайт ФНС)

Стабилизационная оговорка и другие изменения

Ранее положения о стабилизационной оговорке в рамках СЗПК не затрагивали отношения по уплате НДПИ.

Поправками вводятся стабилизирующие положения в части изменения или отмены порядка определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), при исчислении НДПИ, но лишь в отношении налогоплательщиков, заключивших СЗПК, одной из сторон которого является Российская Федерация, и при этом реализующих новый инвестиционный проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб.

Другие изменения:

  • Исключается возможность возмещения затрат на инфраструктуру за счет налоговых платежей организациям, заключившим СЗПК и реализующим проекты в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб., которые включены в реестр участников РИП.

  • Субъекты РФ наделяются полномочиями по рассмотрению инвестиционного проекта и подготовке на него заключения. Отрицательное заключение будет основанием для отказа в заключении СЗПК.

  • Уточняются состав и условия применения стабилизационных оговорок. Для федеральных проектов потребуются капиталовложения в объеме не менее 750 млн руб. (ранее — 250 млн руб.). Для максимального срока применения стабилизационной оговорки в 20 лет теперь потребуется объем капиталовложений в объеме не менее 15 млрд руб. (ранее — 10 млрд руб.).

  • Урегулирован процесс выполнения обязательств инвестора и государства в условиях форс-мажора и существенных изменений обстоятельств, установлен примерный перечень таких обстоятельств.

  • Уточняются критерии новизны инвестиционного проекта.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем компаниям:

  • оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий стабилизации правоотношений, предоставления мер поддержки, налоговых вычетов;

  • рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);

  • тщательно контролировать процессы для минимизации риска расторжения СЗПК и восстановления сумм налогов в бюджет.