Тенденции практики УФАС относительно включения сведений в РНП в условиях нового времени

| статьи | печать

В Постановлениях Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 (далее — Постановление № 417) и от 23.05.2022 № 937 урегулированы вопросы запрета на включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП) в отношении лиц, которые не могут исполнять обязательства по госконтрактам из-за введенных санкций и установлены новые требования для запрета участия в госзакупках. В данном материале рассмотрим текущую практику невключения в РНП сведений об участнике закупки в связи с применением указанных постановлений, а также наиболее распространенные причины, по которым осуществлялось включение сведений в РНП в условиях нового времени.

В этом году для участников закупок было принято два знаковых постановления Правительства РФ, которые были восприняты позитивно участниками рынка. В Постановлении Правительства РФ от 23.05.2022 № 937 установлено новое требование для запрета участия в госзакупках. Это наличие факта включения сведений в РНП об участнике закупок, который отказался от исполнения контракта по причине введения экономических или политических санкций против заказчика. Указанное правило действует 01.07.2022.

В то же время Постановлением № 417 был введен запрет на включение сведений в РНП в отношении лиц, которые не могут исполнять обязательства по госконтрактам из-за санкций. О том насколько активно на практике используется Постановление № 417 можно сделать из анализа текущей практики территориальных антимонопольных органов.

Так, например, УФАС по Свердловской области приняло решение не включать в РНП сведения об участнике закупки, который отказался от подписания контракта в связи с невозможностью его осуществления. Победитель пояснил, что он не является производителем, а поставщик, в свою очередь, сообщил о повышении цен на продукцию из-за санкций. В таких условиях закупка продукции в прежних объемах, с учетом повышения стоимости производителем на сырье, ставит предприятие в вынужденное положение по неисполнению принятых обязательств перед заказчиком. В итоге на основании п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 УФАС не усмотрело недобросовестного поведения и не включило сведения в РНП о победителе закупки (см. Решение УФАС по Свердловской области от 28.03.2022 № 066/06/104-1050/2022).

В другом деле уже производитель продукции уклонился от подписания контракта. Он пояснил, что оборудование, которое предполагается к поставке, производится из компонентов, закупка которых осуществляется в долларах США. УФАС также не признал такое поведение недобросовестным (см. Решение Татарстанского УФАС России от 05.04.2022 № АЯ-04/4383).

Но по каким же сейчас основаниям включают сведения об участниках закупок в РНП?

Одним из оснований является отсутствие исполнение госконтракта, а именно, поставки товара. При этом поставщики ссылаются на значительный рост цен продукции в период исполнения контракта. Так, в одном деле поставщик указал, что причиной недопоставки является существенный рост цен на мазут в период исполнения контракта. В подтверждение поставщик представил информацию, взятую с официального сайта Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, в виде графиков, отражающих динамику роста цен на мазут. Но УФАС не принял доводы общества, так как решение заказчика об одностороннем отказе от договора было принято до введения политических и экономических санкций иностранными государствами (Решение УФАС по Ярославской области от 28.03.2022 по делу № 05-03/56П-22(76-31).

Все также частой причиной включения в РНП остается невнимательность и безответственное отношение поставщиков к подписанию контрактов. Наиболее распространенными обоснованиями поставщиков являются следующие:

  • Отказ банка в предоставлении банковской гарантии (Решение ФАС России от 01.04.2022 по делу № 223ФЗ-1/РНП/22).

  • Небольшой временной промежуток между направлением протокола разногласий и крайней датой подписания договора (Решение УФАС по Оренбургской области от 01.04.2022 по делу № РНП-56-08-06-64/2022).

  • Отсутствие денежных средств для исполнения контракта (Решение УФАС по Свердловской области от 25.03.2022 № 066/06/104-1033/2022).

Возможно, подлинными причинами являются последствия от введенных политических и экономических санкций. Но компании их не захотели раскрывать и обосновывать на заседании в УФАС, что повлекло неблагоприятные последствия.

Сейчас в условиях нестабильного времени бизнесу нужно тщательнее планировать участие в закупках. Все возможные действия необходимо осуществлять заранее, до подачи заявки на участие в закупке. Например, обращаться в банк за предоставлением банковской гарантии, узнавать цены на поставляемые товары у поставщиков и их наличие. К сожалению, поставщики порой используют модель «сначала участвуем в закупке, потом разберемся». Нынешняя практика антимонопольных органов показывает, что такое поведение недопустимо и признается недобросовестным.