Начнет ли правительство делиться дополнительными нефтяными доходами с населением?

| статьи | печать

Заслуживающей изучения показалась экономистам информация о том, что власти намерены в том или ином виде раздавать часть дополнительных нефтяных доходов (примерно 0,5% ВВП) гражданам. Хотя власти уже опровергли наличие таких замыслов, аналитики явно не исключают того, что такие планы есть.

Высказалась главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова, которая отметила (цитата по ПРАЙМ): «Как сообщают российские СМИ, российское правительство планирует рассмотреть новый пакет мер социальной поддержки объемом примерно 500 млрд руб. Хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков указал, что никаких точечных социальных мер поддержки не планируется, мы не исключаем, что решение о дополнительных социальных выплатах все же выглядит возможным. О нем может объявить лично президент Владимир Путин в ходе своего обращения к Федеральному собранию, которое, как ожидается, состоится в феврале. К этому предложению можно отнестись, во-первых, как к ответу российских властей на недавний всплеск протестной активности; и, во-вторых, как к подготовке к думским выборам и выборам глав субъектов РФ, которые пройдут в России 19 сентября 2021 г.».

Н. Орлова поясняет свою позицию тем, что связывает возможный план власти с более высокой в сравнении с ожиданиями динамикой цен на нефть. Вот почему в Альфа-Банке считают, что российское правительство готово поделиться дополнительными нефтяными доходами с населением, демонстрируя таким образом подобие акта социальной справедливости. Но Н. Орлова замечает, что усиление роли социальных расходов в бюджетной политике — негативная новость для тех компаний, которые опираются на бюджетное финансирование. «Полезно напомнить здесь, что в рамках финансирования расходов нацпроектов в 2020 г. на 2,1 трлн руб. некоторые области, такие как цифровая экономика и экология, испытывали недофинансирование, тогда как социально ориентированные области смогли увеличить уровень расходов», — пишет аналитик. Также она подчеркивает, что предполагаемое увеличение социальных расходов не представляет угрозы для общего ужесточения бюджетной политики, так как ожидает, что цена на нефть, балансирующая бюджет, составит 66 долл./барр. в 2021 г.

Доктор экономических наук, директор центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев показывает, что вливание в экономику 500 млрд руб. в нынешней ситуации не сможет изменить макроэкономические пропорции, «эти деньги лишь отчасти компенсируют гражданам эффект январской и февральской инфляции, но вряд ли придадут серьезный стимул оживлению потребительского рынка (на котором в начале года уже наметился тренд к снижению спроса на товары длительного пользования, да и ипотеку граждане стали брать менее охотно). Мы видим и другие источники потенциального роста цен, так что, вероятнее всего, подобный пакет помощи вообще не будет замечен ни потребителями, ни рынком. Поэтому не исключено, что Кремль окажется прав, если в итоге откажется от его реализации, — в нынешней ситуации, учитывая опыт прошлого года, лучше вообще не давать ничего, чем выступать в смешной роли скупердяя» (цитата по VTimes).

Но В. Иноземцев пишет, что прямые денежные вливания могли бы стать актуальными — и вовсе даже не в связи с приближающимися выборами. По мнению экономиста, главная задача правительства — запуск экономического роста, но инструментов для этого пока не так чтобы много. Снижение ключевой ставки Банка России вряд ли радикально повлияет на ситуацию, так как деньги в банковской системе сейчас есть, и препятствием для инвестирования являются не высокие ставки, а отсутствие привлекательных и быстро окупаемых бизнес-проектов. Отмена коронавирусных ограничений, полагает В. Иноземцев, будет иметь очень незначительный эффект, так как уже к концу прошлого года большинство из них были de facto отменены.

«Поэтому увеличение доходов населения, которое помогло добиться их возвращения хотя бы на уровень 2019 г., могло бы стать как важным психологическим моментом, так и реальным триггером экономического роста. Простые расчеты показывают, что минимальной суммой, которая могла бы произвести нужный эффект, являются те самые потерянные 3,5% денежных доходов, что составляет около 2 трлн руб.», — пишет экономист.

По расчетам, эту немалую сумму в нынешнем году бюджет сможет осилить. На 2021 г. он сбалансирован исходя из цены на нефть в 43,3 долл. за баррель. Сейчас цена барреля уже 61 долл. Оживление глобальной экономики будет толкать ее вверх до того момента, когда при котировках выше 65 долл. за баррель оживится американская сланцевая нефтедобыча и начнут, вероятно, пересматриваться договоренности со странами ОПЕК. По подсчетам В. Иноземцева, среднегодовая цена на нефть в 63—65 долл./барр. при курсе около 75 руб. за долл. обеспечит дополнительные бюджетные поступления в пределах 1,8 трлн руб. Вполне вероятное падение курса до 77—79 руб. к концу года добавит к этой цифре еще 300—350 млрд руб. Таким образом, считает экономист, задача переломить семилетний тренд снижения реальных доходов граждан выглядит сейчас вполне решаемой.

В. Иноземцев предлагает для преодоления снижения доходов сделать следующее. Ввести временное бюджетное правило, при котором избыточные доходы бюджета не направляются в фонд национального благосостояния, а накапливаются на специальном казначейском счете и ежеквартально распределяются среди граждан. В зависимости от объема дополнительных поступлений могут изменяться как суммы ежеквартальных выплат, так и минимальный уровень доходов получателей (то есть средства могут распределяться среди большего числа граждан).

«Эта система, на мой взгляд, резко изменит отношение населения к власти, сняв массу обвинений в пренебрежении его интересами; она прозрачна и не привязана к решению политических задач; наконец, она не ставит под сомнение ранее проводившуюся политику накопления резервов и не приводит к дополнительному росту государственного долга. Во многом она даже отвечает на призывы многих политических сил к своего рода „левому повороту“, предполагающему распределение среди населения доходов от природной ренты, и тем самым воплощает для правящих кругов очевидную „игру на опережение“», — считает экономист. Но признает, что вряд ли правительство возьмет данную стратегию на вооружение.